Предфилософия допетровской Руси (X – нач. XVIIIвв.).

Тема 9. Русская философия

План:

1. Предфилософия допетровской Руси (X - нач. XVIIIвв.).

2. Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.): П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов.

3. Русская философия ХХ века: Н.А. Бердяев, В.И. Ленин.

 

Существуют два мнения: русской философии до 18 века не было; другие говорят – была.

Историки отмечают, что мифология восточных славян складывалась из множества элементов восточно-славянской, тюркской, скандинавской, угро-финской мифологических систем. Считается, что письменность появляется в X веке. Ее создают Кирилл и Мефодий – болгары. Тогда же появляется и обозначение – русский, русское. Древнейшей памятник письменности на Руси «Повесть временных лет» (откуда есть, пошла русская земля). Это один из первых источников, – относится к XII веку. В этом летописном своде описана борьба языческих и христианских воззрений, посещение киевских берегов Днепра апостолом Андреем, походы на Царьград в IX веке, контакты между Византией и Русью и крещение Руси – 988 год. Христианство в большой степени насаждалось сверху. Языческие элементы в религии сохраняются до сих пор. Один из памятников языческого миросозерцания на Руси «Слово о полку Игореве» – XII век, – христианских элементов в нем мало.

Переводилось библейские тексты с греческого, переводились византийские авторы. С XI века появляются самостоятельные произведения, – это «Слово о законе и благодати» Иллариона. Также создавали свои произведения Климент Смолятич, Феодосии Печерский, Кирилл Туровский, Владимир Мономах и другие. Выделяют три крупных литературных потока, в разной степени насыщенных философией. Тексты с ярко выраженной философской проблематикой, – это переводы из византийских и древнегреческих авторов. Также публицистика с морально назидательным характером, – их большинство. Были также новые тексты не философского содержания.

Влияние Византии до ее разгрома было глубоким. Византия в X веке была в расцвете и она обогатила религию, искусство, философию того времени. Помимо Византии на Русь влиял Запад через Украину и Польшу, с севера были связи со странами Скандинавии, с немецкими орденами в Прибалтике, на юге – даже с Индией.

Ситуация в стране в эти времена была сложной. Сначала татаро-монгольское иго, – лишь в конце XV века от него освободились; Память осталась и есть источники, красочно повествующие об этом периоде. Это «Повесть о нашествии Тохтамыша», «Сказание о нашествии Едигея». Создавалась нация русская.

В конце XIV – в начале XV вв. расцветает русская культура, иконопись (Андрей Рублев, Феофан Грек). По поводу русских икон более поздние философы отмечают: в русских иконах отражалась философская мысль. И Евгений Трубецкой говорит об иконах, как «умозрении в красках». Иконы того времени отличаются мистической силой.

Одной из основных особенностей философской мысли допетровской Руси стала привязка к практической жизни и накопление социального исторического опыта. В отличие от западной философии – где принято было конструировать искусственные, идеализированные модели мира и подводить под них объективную реальность. Основной философской мыслью являлась соборность и коллективность. Особое значение в древнерусской философии предавалось понятию «мир». Оно понималось в трёх значениях: 1 – Вселенная, 2 – отсутствие войны, 3 – община, коллектив, общество. Философы (мудрецы) допетровской Руси – святые подвижники (Сергий Радонежский, Николай Чудотворец, Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский), монахи, размышляющие об истине, бытии, опыте.

Один из ключевых в русской культуре – образ Софии Премудрой. По всей русской земле создавались храмы Софии. София, с одной стороны, это символ благоустроенности бытия, с другой стороны, – некая философема, воплощающая представления о божественной мудрости. На Руси строятся и создаются монастыри. Они были островками духовной чистоты и силы. В монастырях развивалась культура, создавалась национальная идеология, осмысливалась тема власти и тема сосуществования светской и религиозной власти.

Приобщение к письменной духовной культуре породило культ книги, которая почиталась одной из высших ценностей, богато украшалась и ревностно оберегалась от угрожавших ей бедствий. Этот переход на новую ступень культуры, знаменовавший начало интенсивной духовной деятельности, столь характерной для древнерусской мысли в целом, явственно проступает в «похвале ученью книжному», которая содержится в летописи под 1037 г.

В 1672 году родился Петр Великий. Начинается пора секуляризации, усиления светских влияний. На западе было Возрождение, а у нас в России – это эпоха философского просвещения.