Лекция 4.
Аристотель.
- склонность к детализации;
- разработка переходов от одной идеи к другой;
- тонко ориентируется в терминологических различиях (в зависимости от контекста).
ОнтологияАристотеля.
Аристотель выделяет 2 формы материи:
бесформенная с формой
(как у Платона)
(медный шар: медь – бесформенная материя, но оформлена идеей шара)
Аристотель не приемлет учение Платона об идеях, существующих независимо от вещей. Аристотель считал: идеи – всегда в вещах. Он вводит понятие «форма», которая не может существовать независимо от оформляемого ею вещества, кроме Формы Форм (первоначало, Бог – демиург)
Гносеология Аристотеля
Познание должно осуществляться в горизонтали мира вещей, т.как истина уже здесь.
Аристотель называет ступени познания: начинается с материальной формы (чувственное познание), а затем поднимается до выделения общего (рациональное познание).
Философия западноевропейского средневековья (≈ II-XIV в.)
II в. н.э.- появление апологетов («защитник»), основанное на Новом завете.
С распространением апологетами христианства в языческие страны, возник вопрос, на каком культурном языке говорить о Христе.
Философская проблематика античности претерпевает колоссальные изменения.
Характерные черты средневековой философии и мировоззрения:
1) картина мира средневековья теоцентрична (против идеи космоцентризма античности), т.е. мировоззрение формируется вокруг идеи Бога, творца)
2) человек средневековья не увлечен идеей поиска новых знаний, так как стремится к правильному осмыслению прошлого; он не гонится за славой (многие работы не подписаны) →
3) анонимность (мнение, что через человека творит Святой Дух) объясняется через задачу (смысл) человека
4) существует мнение, что в средние века личность не рождается , а угасает (Лосев)
5) ретроспективность (средневековый человек озабочен не будущем, а прошлым – принцип «чем древнее, тем истиннее», т.к. «древнее» - ближе к Христу)
6) истина – есть Христос, живой личный бог (входит в курс дела каждого человека; одновременно есть пример того, как чел-к должен жить)
Изгнание человека из Рая → потеря связи с Отцом, источником жизни. Чтобы узнать истину, человек должен обращаться к посланнику Бога (пророк).
Идея спасения человека (восстановление прерванной связи с Богом или первоначалом) в ср. века – разрыв с этим «внешним миром» страданий и возвращение к Богу.
Тертуллиан: отрицание приоритетности ума («верую, так как абсурдно»), т.е. именно разум привел людей к ошибке (казнь Христа) → устанавливается приоритет веры над разумом в поисках божественной истины.
Патристика – этап средневековой философии, характеризуемый деятельностью «отцов церкви» по систематизации и исследованию церковных вопросов. Догматы церковной доктрины – учения отцов церкви, подкрепленные решениями церковных соборов.
Латинская патристика: Тертуллиан, Августин, Григорий Великий.
Восточная (греческая) патристика с центром в Константинополе Каппадокийский кружок, И. Златоуст, И. Дамаскин и др.
Основные вопросы патристики:
1) Вопрос о Христе. Признана верной трактовка двухприродности (двуединства) Христа – воплощение человеческого и божественного (объект исследования христологии).
2) Вопрос о «троице». Григорий Богослов, опираясь на греческое понятие «ипостась» (греч. - «лицо» ), пришел к мысли о троичности сущности Бога.
3) В чем смысл человеческой истории. История стала пониматься как линейное движение во времени к страшному суду.
Эсхатологизм (эсхатос – «конец») – сходное положение между историей в ср. века и в античности – конечность истории (хотя в античности история считалась круговым движением)
4) Смысл человеческой жизни – восстановление утраченной связи с творцом.
Особая роль человека (который не яв-ся творением наряду с другими предметами мира) – он поставлен давать имена всему в этом мире (т.е. поставлен над миром)
5) Проблема оправдания Бога за все зло, которое существует в мире (на основе этого вопроса появляются разнообразные ереси: раз Бог ответственен за все в мире, то значит, и зло его творение). Сотериология – концепция личного спасения. Теодицея («доказательство справедливости Бога»).
Аврелий Августин в труде «Исповедь»: зло возникает там, где я недостаточно добр → зло лишается своего основания, т.к. зло – не субстанция, независимая от добра → не Бог ответственен за существование зла, а человек
Такое понятие зла предполагает понимание человека как свободной личности.
А. Августин приходит к вопросу божественной благодати и существованию «темных бездн» человеческой души, выбраться из которых без неё не возможно.
Августин выделяет динамику развития истории:
Град земной | Град божий |
Основа человеческого общежития, при которой любовь людей к себе так велика, что доведена до презрения к Богу | Любовь к Богу до презрения к себе. Одновременно с этим, человек осознает, что ему даровано свыше, место, которое ему определено в мире, тот идеал, которому он должен соответствовать |
Схоластика
Учения, разработанные отцами церкви, становятся достоянием многих.
Познание происходит через богопознание, т.к. Бог – центр Вселенной, то и всякое познание соприкасается с теологическим.
Истина (Ф. Аквинский) иерархична. Есть «низкие» и «высокие» истины (классификация построена на близости к Богу).
У. Оккам (поздняя схоластика) – учение о 2 истинах: равенство истин разума и истины веры (противоречие ранним установкам средневековой культуры о примате веры над разумом) → конец средних веков.
Спор об универсалиях (общих понятиях):
1) Номенализм: универсалии существуют как результат именования человеком единичных вещей (сходно с Аристотелем)
2) Реализм: общие понятия существуют реально, до, вне и независимо от единичных понятий (сходно с Платоном)
3) Концептуализм: общие понятия постольку существуют в умахююю
Эпоха возрождения
Возникает во Флоренции и Венеции («Южное возрождение»).
«Северное возрождение»: Германия (реформация), Франция, Англия, Голландия.
Гуманисты – это те, кто раньше других осознали, что эпоха средних веков завершена и которые взяли на себя задачу построить основы новой эпохи не хуже, чем было до них.