Риторический минимум - ориентир в преподавании журналистики

 

Риторика - основная наука для журналиста. Журналист есть прежде всего ритор, а факультеты журналистики в том виде, как они сложились - риторические школы.

Профессиональный ритор должен обладать некоторым минимальным объемом знаний и навыков - назовем это риторическим минимумом - ниже которого опускаться нельзя, ниже которого уже лежит сфера профессиональной неграмотности.

Пра­вильно определить этот объем, насущная задача для фа­культетов и школ журналистики. Тем более, что в перспективе нужно думать о том, чтобы придать диплому журналиста такой же высокий статус, как это мы видим у врачей или, например, юристов - в профессиях, где без диплома приступать к выполнению должностных обязанностей запрещено законом.

Как определить риторический минимум именно для журналиста? Очевидно, следует разделить материал, которым ему нужно владеть, на универсальный общериторический и специализированный частнориторический.

Общериторический минимум - это свод теоретических знаний о том, что есть риторика вообще, знание истории риторики, корней этой науки, уходящих в античные времена. Это - представление о классическом риторическом каноне, своде правил порождения речи.

Частнориторический минимум – это, по преимуществу, объем навыков по подготовке некоторого набора жанров. Для каждой из журналистских специализаций - журналиста печатных изданий, радиожурналиста, телевизионщика или Интернет-журналиста можно составить свой набор. Это, по-видимому, информационная заметка, информационный обзор (например, газет), интервью[2].

Массовость журналистской профессии и повышенный спрос на людей, владеющих письменной и устной формализованной речью (формализация, «шаблонизация» - ведущая тенденция в практике жанрообразования) неизбежно приведут к необходимости разработки и широчайшего введения строгой процедуры оценки грамотности речи.

 

 

Раздел первый. Историко-философское введение

"Софисты - творцы античной риторики"

Ораторское искусство по европейскому традиционному представлению свою историю начинает в античной Греции. Золотой век греческого красноречия наступил во второй половине пятого века до нашей эры, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной жизни Афин и орудие политической борьбы. От её участников, желавших влиять на ход государственных дел требовалось умение выступать в народном собрании и завоёвывать симпатии публики. Экклесии (народные собрания) были центрами общественной жизни греческих городов-государств (полисов).

Но более мощным фактором развития практики риторики, как уже сказано, было судопроизводство. Рост богатства и его перераспределение привёл к необычайной конфликтности внутри античного общества. Выяснение имущественных разногласий, тяжбы разбирались в судах, где каждая из сторон была обязана сама защищать свои интересы.

Спросом поэтому пользовались услуги наёмных сочинителей судебных речей – логографов (букв. - словописцы). При отсутствии профессиональных адвокатов их функцию выполняли эти наёмники, искусно сочинявшие речи для своих клиентов, с которыми те выступали перед судьями.

Написание речи для суда требовало немалого искусства: она должна была быть простой и краткой, чтобы заказчик – а это чаще всего был не очень грамотный человек – мог заучить её и пересказать перед судьями. Естественно, такая услуга хорошо оплачивалась. Поэтому профессия логографа становится прибыльной. Спрос рождает предложение: появляются учителя красноречия – софисты.

Софистика – духовно-воспитательное и философское течение в древней Греции, зародившееся в 5 веке до нашей эры. Возникла она как практика платного преподавания риторики и как философия, призванная оправдать это ремесло.

Софист учил побеждать в споре на любую тему («слабейшую речь делать сильнейшей» - Аристотель), применять хитроумные приёмы доказательства, уловки, не смущаясь, идти против очевидного. А чтобы ученика не мучила совесть, была придумана и особая философия, призванная оправдать право говорить ложь, если это выгодно.

Слово «софист» у греков первоначально означало «мудрец» или искусный в каком-либо деле человек. Но затем оно получило иной смысл – нечестного спорщика, доказывающего сомнительные или откровенно ложные вещи. Такой иронический оттенок оно получило впервые в устах Сократа (469-399), древнегреческого философа, который был последовательным противником софистов.

Восходящее к этим лжеучителям и слово софизм - это умышленно допускаемая логическая ошибка в рассуждении с целью доказать нужное положение и победить в словесном поединке[3].

Софистов принято делить на две группы. Первая – «старшие софисты»: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и Антифонт. Они – «отцы-основатели» этого течения, остроумные мыслители и искусные ораторы.

Вторая группа – «младшие софисты»: Алкидам, Трасимах, Критий, Калликл. Это ученики старших софистов, которые довели искусство своих предшественников до простого жонглирования словами, это были уже просто наглые спорщики (эристы), дошедшие в своих взглядах до полного равнодушия к истине.