Факторы социализации.

Факторы социализации – это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. В.Г. Крысько отмечает, что в самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп:

1) социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики;

2) индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

1. К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.

1. Макрофакторы – это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

1) Страна, государство (в обыденном понимании синонимы) – понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-административных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

2) Культура – система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека:

- биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления, нужды в чем-либо),

- производственную (создание средств материального жизнеобеспечения – орудий труда, пищи, одежды, жилищ),

- духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.),

- социальную (коммуникация, социальные отношения).

2. Мезофакторы – это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.

1) Этнос (нация) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности.

2) Региональные условия – условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

3) Тип поселения – село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации проживающих в них людей.

4) Средства массовой коммуникации – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

3. Микрофакторы – это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах К таким группам обычно относят: семью, соседство, группы сверстников, трудовой коллектив, религиозные организации, учебные заведения и т.д.

II. Индивидуально-личностные факторы социализации личности не менее значимы. С точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт.