ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ
Информационные технологии (ИТ) в области обработки издательско-полиграфической продукции можно определить как совокупность методов регистрации, хранения, обработки и передачи информации для печатного и электронного размножения текстовой и изобразительной продукции.
На протяжении продолжительного периода времени ИТ совершенствуются в зависимости от уровня развития науки и техники и меняющихся требований общественно-социального характера.
Параметры информационных технологий | ||
Коммуникационные возможности | Виды носителей информации | Организация обмена информацией |
Раздельная обработка различных видов информации и интегрированная обработка с манипуляцией одновременно объектами разной природы (тексты, изображения, телефонные сообщения, мультимедиа) | Бумага, фотопленка, магнитная лента, магнитные и оптические диски, спутниковые и кабельные линии | Курьер, почта, телефонная сеть, факс, новые информационные технологии (факсимильная передача информации, локальная сеть, базы данных и знаний, электронная почта, экспертные системы, телеконференции, компьютерные издательские системы) |
Техническая основа новых информационных технологий | ||
Новые среды накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные и оптические диски) | Средства связи, обеспечивающие доставку информации в любую точку земного шара и в космос без существенных ограничений во времени и пространстве | Компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, накопление, представление в нужной форме, быстрый обмен) |
Новые информационные технологии таким образом, в отличие от предшествующих, характеризуются новыми коммуникационными возможностями (интегрированная обработка с манипуляцией одновременно объектами разной природы), новыми носителями информации (магнитные и оптические диски), новыми подходами в организации обмена информацией (компьютерные издательские системы).
Компьютерная издательская система (КИС) в соответствии с новой издательской концепцией должна служить целям организации продуктивного издательского производства, удовлетворяющего в том числе нужды современного бизнеса.
Основная задача КИС в настоящее время — облегчить процесс подготовки, хранения и распространения публикаций, как традиционных печатных, так и электронных. Современная КИС должна обладать средствами для обеспечения коллективной работы, автоматизации подготовки изданий, управления на протяжении всего жизненного цикла издания. | Издательская концепция, в соответствии с которой КИС трактуется исключительно как средство для монтажа текста, графики, фотографий, таблиц и формул на рабочем листе, в настоящее время теряет актуальность. |
Автоматизация издательского производства затронула все стадии подготовки публикаций - хранение, управление, распространение, даже такой творческий процесс, как подготовку публикации (авторинг). Издательство становится более интенсивным и эффективным.
«Бизнес-критичные» документы - новый термин, в котором отражены требования к продукции в условиях быстроизменяющегося современного бизнеса:
- сжатые сроки подготовки и доставки;
- возможность оперативного внесения изменений;
- соответствие стандартам;
- структурное построение;
- целостность и надежность (отказоустойчивость);
- конфиденциальность, возможность разграничения доступа и аутентификации (установления подлинности) пользователя.
Совершенствование издательского производства происходит в трех основных направлениях:
- публикация документов с использованием сети электронных досок, электронной почты, файловых архивов Internet, всемирной паутины WWW;
- разработка электронных издательств на базе использования компакт-дисков;
- совершенствование традиционной технологии на базе использования компьютерной техники.