Вопрос Поэтапное формирование умственных действий

Умственное действие состоит из нескольких частей — ориентиро­вочной, исполнительной, контрольной и корректировочной. Сначала оно совершается во внешнем плане при работе со схемами, чертежа­ми — материализованным его воплощением. Например, первокласс­ник выкладывает слово на разборном полотне, беря из кармашка буквы. Сначала он выкладывает слово целиком и только потом про­читывает его. В следующий раз он читает, не прибегая к подобной материализации.

Соответственно сведение действия только к исполнительской час­ти неверно, поскольку в таком случае разрываются этапы его форми­рования.

Ученые (П. Я. Гальперин, А. С. Пантина, Н. Ф. Талызина и др.) показали, что главную роль в формировании действия играет ориен­тировочная часть, потому что она влияет на скорость образования и качество действия.

Ориентировочная часть (ориенти­ровка) направлена на верное и эффективное построение исполни­тельской части и на выбор одного из вариантов исполнения. Содер­жание ее разнообразно. По степени достаточности ориентировочная основа действия бывает полной, избыточной, неполной. По способу получения — уже готовой (данной учителем) или самостоятельно со­ставленной учеником.

Различают 3 типа ориентировки на основании общности, полно­ты и способа получения информации.

1. Состав ее неполный, а частные ориентиры выделяются учеником путем проб и ошибок. Когда меняются условия, может измениться и ориентировка.

2. Имеет все условия, чтобы действие было выполнено правильно. Однако они даются готовыми, в частном виде, подходящем для данного конкретного случая. Действие формируется быстро и безошибочно, становится устойчивым, но перенести его можно только в аналогичные условия.

3. Отличается полным составом, ориентиры представлены в общем виде, что может быть использовано в широких классах явлений. Но ориентировка составляется самим учеником с помощью общего метода, выработанного совместно с учителем. Последний тип ориентировки устойчив, безошибочен и часто переносится в другие условия.

Выделяется 6 основных этапов формирования умственных дейст­вий, связанных с интериоризацией, обобщением, сокращением и др.:

1. Формирование мотивационной основы действия.

2. Формирование схемы ориентировочной основы действия.

3. Становление материальной (материализованной) основы действия.

4. Формирование действия благодаря громкой речи, когда отпадает необходимость пользоваться ориентирами; вместо них выступают слова, в которых зафиксировано действие.

5. Действие, утверждаемое в речи про себя; сначала речь бывает не очень развернутой, а затем совсем сворачивается.

6. Действия в умственном плане; конечный продукт проявляется в знании, в свернутом виде.

Некоторые этапы составляют интериоризацию — переход внеш­него действия во внутренний план, а некоторые (6-й этап) непосред­ственно показывают применение сформированного действия, или его экстериоризацию.

Теория поэтапного формирования умственных действий стано­вится в обучении инструментом управления познавательными прие­мами учащихся. Они строятся на ориентировочной основе третьего типа. Задача школьника заключается в том, чтобы выявить содержа­ние приема, требующегося при усвоении математики, истории, рус­ского языка, чтения и пр.

В целом обучение, по­строенное на основе этой теории, характеризуют:

1. Ориентация учащихся на осознание действий, производимых во­вне (с наглядными материалами, материализованными объекта­ми, схемами и пр.).

2. Возможность разбить весь учебный материал на разделы, в которых можно выделить самые общие подходы к выявлению прин­ципов усвоения учебной программы.

3. Принципы можно усвоить, если выделить этапы формирования практического и умственного действия.

4. Умственное действие — интеллектуальный акт, который может выполняться свернуто, в уме, во внутренней речи без опоры на практические действия, а затем проявиться вовне на другом учеб­ном материале.

5. Одним из самых главных этапов формирования умственного дей­ствия является становление его ориентировочной основы.

6. Этап формирования ориентировочной основы умственного дей­ствия может включать 3 типа ориентировки, которые меняются в зависимости от приоритета субъекта деятельности — или учите­ля, или ученика.

7. На этапе формирования ориентировочной основы закладывают­ся условия активности ученика (субъекта познания) — особенно при третьем типе ориентировки, когда учащийся сам выделяет глав­ные ориентиры (носители) будущего знания. Учащийся понимает не только то, что надо усвоить, но и как это можно сделать.

8. Умственное действие имеет разные уровни развития, связанные с саморегуляцией ученика, определяется возможностями перено­са в новые условия и степенью сокращения.

9. Управление умственной деятельностью ученика заключается в том, чтобы предоставить ему материалы для выявления третьего типа ориентировки, указать на последующие действия, позволяющие закрепить сформированное, организовать прямую и обратную связь на этапе вербального действия и его свертывания.

10. Критерием усвоения умственного действия является его экстериоизация — проявление сформированного действия в виде правила, умения применять знание на другом учебном материале.

11. В игре как символической форме презентации усвоенного легко и эффективно закрепляются сформированные умственные действия.