Структура времени в романе

Художник и общество

Тема художника и общества появляется на страницах романа многократно: перед и псоле Первой мировой войны. Кгда Серениус собирается на войну, Адриан говорит: Кайзерсашерн хочет стать столицей мира». Нигилистические взгляды, котрые можно определеить словами Т. Манна «реакция как революция» выражены доктором Брейхертом. Затем эти взгляды принимают еще более агрессивные оттенки в кружке Кридвина уже после войны: «искусство должно носить утилитарный, подчиненный характер», оно должно стать орудием уничтожения слабых. Члены кружка доходят до мысли об эвтаназии. Но этот салонный нигилизм не встречает убедительной альтернативы. В романе есть персонаж Саул Фитрельберг, который выступает в роли коммивояжера цивилизации, культуры. В качестве альтернативы фашизму гуманизм уже не годится. Адриан ставит перед собой грандиозную, невыполнимую задачу. Он хочет вступить в спор с гуманистическими идеалами 19 века (демократия. Прогресс и т.п.): «отменить «9-ю симфонию Бетховена», что означает признать тоталитаризм. Отказаться от гуманизма. Художник заканчивает безумием (опять аллюзия к биографии Ницше). Его последнее творение – «Плач по доктору Фаустусу». Попытки прорваться к хаосу, бессознательному, дионисийству и варварству заканчиваются коллапсом.

В романе присутствует несколько временных планов: первый из них связан с огбразом самого героя, его судьбой. А второй временной план объясняется фактом рассказывания (роман-ретроспектива). О рассказчике мы знаем, что он – гуманист, филолог-классик (он женился на девушке по имени Елена – аллюзия к Фаусту), свою жизнь он прожил мимоходом. Следя за жизнью Леверкюна. По словам автора, этапы духовной эволюции Серениуса точно соответствуют «станциям пути» самого Т. Манна. Серениус должен скрывать тайну тождества между рассказчиком и объектом рассказа. Благордаря присутствию его образа на тему гибели художника накладывается тема гибели Германии. Адриан умер в 1940-м году, когда начала завоевательные походы в Европе (изображается 4 периода истории Германии). Третий временной план – план истории доктора Фауста (мифологическое–легендарное время), четвертый – время читателя. Одним из таких читателей стал польский фантаст Станислав Лемм. Смысле его высказывания заключен в следующем: Томас Манн, открывая свою интерпретацию легенды о Фаусте, гуманизирует, оправдывает и очищает Германию.

После войны Томас Манн не вернулся в Германию, хотя и уехал из США. Он поселился в Швейцарии, в Цюрихе. В 1956 году он единственный раз посетил родину: в связи со 150-летиемпамяти Шиллера он прочел речь о Шиллере в обеих Германиях (ГДР и ФРГ), пророча своей стране великое будущее. Если она не забудет уроков прошлого.