Немецкий миф

Тема и ее вариации

Тема 4. Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» как отражение национальной трагедии и как итоговое произведение писателя

1. Тема и ее вариации

2. Немецкий миф

3. История немецкого музыканта

4. Художник и общество

5. Структура времени в романе

Основной темой в творчестве Т. Манна, нобелевского лауреата, одного из величайших немецких писателей ХХ века, является кризис культуры как аналог кризиса общества. Возникает вопрос об ответственности культуры и ее деятелей перед обществом. Эту тему Манн поднимает в новелле «Смерть в Венеции», в которой ставится вопрос о судьбах художника перед лицом буржуазного общества. Не случайно Т. Манн одобрительно отозвался о мнении Г. Лукача, считавшего, что в «Смерти в Венеции», как и в «Верноподданном» Г. Манна речь идет о кризисе буржуазной культуры. В новелле «Марио и фокусник» Т. Манн делает эту проблематику более наглядной; в романе «Волшебная гора» спор за душу центрального героя Ганса Касторпа ведут носители разных философских концепций (гуманист Лодовико Сеттембрини и фашиствующий иезуит Лео Нафта). В романе «Иосиф и его братья» Т. мАнн, предчувствуя кризис культуры пытается «гуманизировать» миф, «вырвать его из рук фашистов». Иосиф Прекрасный – типичный художник, живущий в религиозной сфере. В романе «Лота в Веймаре», написанном в 1930-х гг., Т. Манн обращается к образу и мировоззрению Гете как к той культурной традиции, которая уберегает Германию от духовной гибели. Во время Второй мировой войны, живя в эмиграции, Т. Манн сделал необходимые выводы, выступал с лекциями и статьями, адресованными немецким слушателям. Итогом стал роман «Доктор Фаустус» (1947).

Томас Манн выбирает тему романа с фатально предопределенностью. Тот, кто хочет писать о Германии, должен прикоснуться к немецкому мифу (о Фаусте). Т. Манн, как многие деятели немецкой культуры, находился в эмиграции в США. На процессе написания романа отразились те события, которые происходили одновременно (участие США в войне против Германии и Японии, взгляды друзей и единомышленников). Т. Манн вел хронику работы над романом. Сначала возник текст под названием «История Доктора Фауста. История одного романа», где мы находим прямое указание автора на связь между легендой о Фаусте и судьбой современной Гремании: «Сделка с чертом как бегство от тяжелого кризиса культуры и сопоставление губительной эйфории с фашистским одурманиванием народа» (попытки прорваться в мир при помощи агрессии губительны для Германии). Это «интеллектуальный роман», он отличается от символической интерпретации легенды, герои романа – личности и типы, в которых живут и борются идеи, отсюда – интерес к становлению духовного мира. Испытание идей – это одновременно и испытание людей. Автор интерпретирует свою эпоху и конец предшествующей как эпоху кризиса либерально-буржуазного мышления, доставшегося в наследство от 19 века. Эти мысли Т. Манн выразил в эссе «Размышления аполитичного», они затрагиваются и в разговорах доктора Фаустуса об этой эпохе. Возникает идея прорыва: как вырваться из изоляции и пройти путь к общечеловеческим условиям (Адриан Леверкюн и его друзья обсуждают статью Г. фон Клейста «О театре марионеток», посвященную этой тематике). Идея прорыва касается не только художника, находящегося в творческом кризисе, она касается всей немецкой культуры, всего общества.