Информационная поддержка задач банка
Традиционными задачами банков, как известно, являются привлечение средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных средств в ссуду на условиях платности, срочности, возвратности, а также осуществление расчетов между организациями и предприятиями.
В настоящее время круг банковских операций расширился, все чаще стирается грань между различными кредитно-финансовыми учреждениями. Появились новые задачи (типовые рынки банковских услуг представлены на рис. 2.8), требующие специфической информационной поддержки, прежде всего в части работы с клиентом.
Традиционные пассивные банковские операции банков состоит из расчетных и депозитных, а также операций с ценными бумагами. В настоящее время банки, как правило, осуществляют расчетные операции следующими инструментами: платежными поручениями, чеками, векселями, аккредитивами, пластиковыми карточками, наличными и т.д., а также привлекают средства юридических и физических лиц на срочные депозиты с различными схемами начисления процентов.
Рассматривая тенденции развития и повышения конкуренции в банковской деятельности, выделяют следующие основные факторы:
• интернационализация банковской деятельности, в том числе потенциальное проникновение зарубежных банков на российский рынок;
• открытие новых рынков капиталов;
• диверсификация банковской деятельности;
• возрастание сегментации потребительских групп;
• конкуренция со стороны небанковских организаций в отдельных специфических финансовых областях;
• возрастающее влияние технологии на банковскую индустрию, особенно в розничной банковской деятельности;
• постепенный переход от бумажной обработки информации к без бумажным технологиям;
• возрастание конкуренции коммерческих банков по предоставлению услуг частным лицам;
• развитие системных банковских продуктов и услуг.
Информационная поддержка банковской деятельности направлена на то, чтобы обеспечить:
• повышение конкурентоспособности на рынке банковских услуг в условиях перестройки банковской деятельности и уменьшения прибыльности в некоторых секторах финансового рынка;
• оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полных данных о деятельности банка и его территориально разнесенных подразделений;
• формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации (Центральный банк, налоговую инспекцию, учредителям и акционерам и т.п.), а также для управления деятельностью банка;
• поддержание технологии единого информационного пространства, в том числе относительно директивной, нормативной и справочной информации;
• развитие технологических возможностей по доставке услуг клиентам.
Необходимость в развитой информационной поддержке определяет основные тенденции развития автоматизированных систем обеспечения банковской деятельности.
Современный подход к комплексной автоматизации банковской деятельности должен предусматривать:
I) системность формирования принципов проектирования, внедрения, сопровождения и развития автоматизированной банковской системы, основанных на согласованной концепции;
2) наметившиеся тенденции перехода:
• от жестких закрытых систем к открытым системам, адаптируемым к динамическим изменениям во внешней и внутренней среде:
• от создания банковских систем к формированию автоматизированных банковских технологий;
• от автоматизации учета к автоматизации управления банковской деятельности;
• от автоматизации фиксированного набора функций к автоматизации развиваемых технологий (документооборота) банковской деятельности;
3) поддержка режима реального времени при распределенной обработке банковской информации.
Классификация банковских информационных систем и требования к ним
Рост требований к современным банковским системам определяется рядом факторов. Одним из определяющих является изменение экономической обстановки в России, исчезновение легких способов получения прибыли, в то время как время "тяжелых" инвестиций в промышленность еще не пришло. Все это привело к тому, что в банках начали уделять пристальное внимание расходам, в том числе на автоматизацию. С другой стороны, необходимость радикального улучшения поддержки принимаемых решений для повышения эффективности стратегической линии банка, а также его финансовых вложений требует новых подходов к информационной поддержке банковской деятельности. Основные факторы влияния, определяемые внешней средой и сложившимися стереотипами, и управляемые факторы, допускающие изменения в деятельности за счет принимаемых решении, в зависимости от стратегических цепей (рис. 2 9).
В качестве основных требований, предъявляемых к интегрированной автоматизированной банковской системе можно выделить:
• открытость интегрированных АБС;
• соответствие основным банковским принципам:
регламентированный автоматизированный документооборот;
единство учета, контроля и хранения документов;
единство содержательного и формального учета;
единство аналитического и синтетического учета;
мультивалютность и настраиваемость на западные нормативы;
замкнутость цикла обработки финансовых операций;
• обеспечение единого информационного пространства;
• настраиваемость на конкретные приложения и пользователей;
• обеспечение управляемости банковской деятельности:
управление странней и тактикой развития банковской деятельности;
управление портфелями активов и пассивов;
прогнозирование состояния внешней и внутренней среды (рынков и ресурсов);
консолидация и управляемость сетью филиалов;
• надежность, защищенность и безопасность;
• дисциплина и единый регламент документирования, сопровождения и модификации.
Дли реализации перечисленных требований и обеспечении структурной и функциональной полноты интегрированных АБС для крупных и средних российских банков необходимо осуществить проект.
Определяющим является знание особенностей банка собственными специалистами и наличие развитых технологий проектирования у специализированной организации. Именно этот симбиоз наиболее существен наряду с соблюдением ряда принципов проектирования интегрированной АБС, типичных для комплексной автоматизации управленческой деятельности.
Особое внимание следует уделить использованию глобальных информационно-аналитических возможностей в системе. Это позволит решить такие организационные, информационные и технические задачи как:
• оперативный доступ к информации экспертов и лиц, принимающих решения;
• предоставление требуемой информации в разнообразных форматах, удобных для дальнейшего анализа.
В результате обеспечиваются:
• предоставление более широкого спектра услуг, как для отечественных, так и для зарубежных клиентов;
• эффективное осуществление международных финансовых операций,
• оптимизация работы филиалов и отделений та счет учета спектра услуг, необходимых в конкретном регионе.