Информационная поддержка задач банка

Традиционными задачами банков, как извест­но, являются привлечение средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных средств в ссуду на условиях платности, срочности, возвратно­сти, а также осуществление расчетов между организациями и предприятиями.

В настоящее время круг банковских операций расширился, все чаще стирается грань между различными кредитно-финансовыми учреждениями. Появились новые задачи (типовые рынки банковских услуг представлены на рис. 2.8), требующие специфической информационной поддержки, преж­де всего в части работы с клиентом.

Традиционные пассивные банковские операции банков состоит из расчетных и депозитных, а также операций с ценными бумагами. В настоящее время банки, как правило, осуществляют расчетные операции следующими инструментами: платежными поручениями, чеками, векселями, аккредитивами, пластиковыми карточками, наличными и т.д., а также привлекают средс­тва юридических и физических лиц на срочные депозиты с раз­личными схемами начисления процентов.

Рассматривая тенденции развития и повышения конкурен­ции в банковской деятельности, выделяют следующие основ­ные факторы:

• интернационализация банковской деятельности, в том числе потенциальное проникновение зарубежных банков на российский рынок;

• открытие новых рынков капиталов;

• диверсификация банковской деятельности;

• возрастание сегментации потребительских групп;

• конкуренция со стороны небанковских органи­заций в отдельных специфических финансовых областях;

• возрастающее влияние технологии на банковскую индуст­рию, особенно в розничной банковской деятельности;

• постепенный переход от бумажной обработки информа­ции к без бумажным технологиям;

• возрастание конкуренции коммерческих банков по пре­доставлению услуг частным лицам;

• развитие системных банковских продуктов и услуг.

Информационная поддержка банковской деятельности на­правлена на то, чтобы обеспечить:

• повышение конкурентоспособности на рынке банковских услуг в условиях перестройки банковской деятельности и уменьшения прибыльности в некоторых секторах финансового рынка;

• оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полных данных о деятельности банка и его территориально разнесенных подразделений;

• формирование бухгалтерской и аналитической отчетно­сти для представления во внешние организации (Центральный банк, налоговую инспекцию, учредителям и акционерам и т.п.), а также для управления деятельностью банка;

• поддержание технологии единого информационного про­странства, в том числе относительно директивной, норматив­ной и справочной информации;

• развитие технологических возможностей по доставке ус­луг клиентам.

Необходимость в развитой информационной поддержке оп­ределяет основные тенденции развития автоматизированных систем обеспечения банковской деятельности.

Современный подход к комплексной автоматизации банковской деятельности должен предусматривать:

I) системность формирования принципов проектирования, внедрения, сопровождения и развития автоматизированной банковской системы, основанных на согласованной концепции;

2) наметившиеся тенденции перехода:

• от жестких закрытых систем к открытым системам, адаптируемым к динамическим изменениям во внешней и внут­ренней среде:

• от создания банковских систем к формированию автома­тизированных банковских технологий;

• от автоматизации учета к автоматизации управления банковской деятельности;

• от автоматизации фиксированного набора функций к ав­томатизации развиваемых технологий (документообо­рота) банковской деятельности;

3) поддержка режима реального времени при распределенной обработке банковской информации.

Классификация банковских информационных систем и требования к ним

Рост требований к современным банковским системам опреде­ляется рядом факторов. Одним из определяющих является из­менение экономической обстановки в России, исчезновение легких способов получения прибыли, в то время как время "тяжелых" инвестиций в промышленность еще не пришло. Все это привело к тому, что в банках начали уделять присталь­ное внимание расходам, в том числе на автоматизацию. С дру­гой стороны, необходимость радикального улучшения под­держки принимаемых решений для повышения эффективности стратегической линии банка, а также его финансовых вложений требует новых подходов к информационной поддержке бан­ковской деятельности. Основные факторы влияния, определяемые внешней средой и сложившимися стереотипами, и управляемые факторы, допускающие изменения в деятельности за счет принимаемых решении, в зависимости от стратегических цепей (рис. 2 9).

В качестве основных требований, предъявляемых к интегрированной автоматизированной банковской системе можно выделить:

• открытость интегрированных АБС;

• соответствие основным банковским прин­ципам:

регламентированный автоматизированный документо­оборот;

единство учета, контроля и хранения документов;

единство содержательного и формального учета;

единство аналитического и синтетического учета;

мультивалютность и настраиваемость на западные нор­мативы;

замкнутость цикла обработки финансовых операций;

• обеспечение единого информационного пространства;

• настраиваемость на конкретные приложения и пользова­телей;

• обеспечение управляемости банковской деятельности:

управление странней и тактикой развития банковской деятельности;

управление портфелями активов и пассивов;

прогнозирование состояния внешней и внутренней среды (рынков и ресурсов);

консолидация и управляемость сетью филиалов;

• надежность, защищенность и безопасность;

• дисциплина и единый регламент документирования, сопровождения и модификации.

Дли реализации перечисленных требований и обеспечении структурной и функциональной полноты интегрированных АБС для крупных и средних российских банков необходимо осуществить проект.

Определяющим является знание особенностей банка собст­венными специалистами и наличие развитых технологий про­ектирования у специализированной организации. Именно этот симбиоз наиболее существен наряду с соблюдением ряда прин­ципов проектирования интегрированной АБС, типичных для комплексной автоматизации управленческой деятельности.

Особое внимание следует уделить использованию глобаль­ных информационно-аналитических возможностей в системе. Это позволит решить такие организационные, информацион­ные и технические задачи как:

• оперативный доступ к информации экспертов и лиц, при­нимающих решения;

• предоставление требуемой информации в разнообразных форматах, удобных для дальнейшего анализа.

В результате обеспечиваются:

• предоставление более широкого спектра услуг, как для отечественных, так и для зарубежных клиентов;

• эффективное осуществление международных финансовых операций,

• оптимизация работы филиалов и отделений та счет учета спектра услуг, необходимых в конкретном регионе.