БАНКОВСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (БИС)

Домашняя бухгалтерия

Производственная бухгалтерия - не единственная область прило­жений финансовых программ. По мере роста парка домашних персональных компьютеров (а заодно и доходов определенной части населения) интерес к домашней бухгалтерии у нас в стра­не будет возрастать.

Персональный компьютер можно использовать для учета доходов и расходов, планирования семейного бюджета, вклю­чая долговременные вложения, составление деклараций. Все эти вопросы постепенно становятся актуальными для значи­тельной части населения, прежде всего представителей бизнеса.

За рубежом наиболее яркими представителями компьютер­ных программ для домашней бухгалтерии являются программы Quicken компании Intuit Corp. и MS Money фирмы Microsoft. На российском рынке у последней программы более благопри­ятные перспективы, так как фирма Microsoft имеет устойчивые и долговременные традиции на российском рынке, а также большой опыт локализации своих программных продуктов.

Кто же является пользователями такого рода программ на Западе? Это и бизнесмены, и рабочие, и домохозяйки - при ус­тойчивой экономике и стабильных законах можно планировать свои накопления с учетом стабильной инфляции, прогнозируе­мых банковских процентов, развитого рынка ценных бумаг.

Тенденцией является возможность распоряжаться своими активами в банке, не выходя из дома. Развитие телекоммуника­ционных возможности, закладываемых в современные программы домашней бухгалтерии, являемся приоритетным на­правлением информационных технологий. Если сегодня такие возможности еще малопригодны в России, то, учитывая тенденции в развитии рынка финансовых и торговых услуг, появляется надежда на использовании бухгалтерских программ.

 

 

Интегрированная БИС представляет собой единый программно-тех­нологический комплекс, являющийся средством ускорения освоения, воз­вратности и сбалансированности ресурсов, контролируемых по заданным условиям финансирования и кредитования. Интегрированная БИС охва­тывает совокупность банковских задач не фрагментарно, а комплексно, от­ражая всю сложность их взаимосвязей. Это такой комплекс программ, которому присущи свойства сложной системы: сложность иерархической структуры; эмерджентность; множественность функциональных целей; динамичность в работе при обеспечении управления процессами, носящими стохастиче­ский (вероятностный) характер; многофункциональность. Поэтому при разработке интегрированных БИС требуется проанализировать большое количество влияющих на их структуру и содержание факторов:

· общие ха­рактеристики банка, ближние и дальние цели и стратегические направле­ния его развития;

· особенности сложившейся структуры управления;

· общие принципы построения банковской технологии, ожидаемая архитектура системы и состав функций, подлежащих автоматизации;

· объем входной и выходной информации, количество входных документов, требования к ин­формационной безопасности.

Проектирование функциональной части ЭИС связано с решением стра­тегического вопроса о выборе критерия выделения ее подсистем - одной из проблем, которая существовала на протяжении всей истории автомати­зации организационно-экономических объектов и осталась актуальной в настоящее время.

Из теории сложных систем известно, что всякую сложную систему можно разложить на некоторые подсистемы с различной глубиной лега­лизации.

Традиционно под функциональной подсистемой понимается неко­торая часть общей системы управления, выделенная в соответствии с общ­ностью функциональных признаков управления.

Поскольку задачи управления, решаемые и банке, многоаспектны, при проектировании возникает проблема классификации признаков де­композиции БИС. В качестве таких признаков можно выделить: функ­ции, период, объект управления и др.

Функции управления из-за универсальности своего состава - один из наиболее распространенных признаков декомпозиции управленческих систем. Система управления банком, выполняя в целом функции, типичные для любых управленческих систем (планирование, учет и контроль, анализ и регулирование), обладает особенностями их распределения между элементами управленческой структуры. Эти функции неразрывно связаны между собой и всегда носят целевой характер.

Учет и контроль в банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны между собой, поскольку аналитический уровень отражен в банковском учете лицевыми счетами, а каждый лицевой счет находится под определенным балансовым. В связи с тем, что каждый рабочий день заканчивается формированием баланса, проводки, изменяющие состояние лицевых счетов, немедленно отражаются на синтетических счетах и в балансе. Статистический учет позволяет собрать сведения об изменении отдельных показателей за длительный период.

Анализ представляет собой функцию управления, которая позволя­ет распознать сложившуюся экономическую ситуацию как внутри, так а вне банка.

Планирование, основываясь на данных анализа, подготавливает возможные решения для выхода из сложившейся ситуации и достиже­ния поставленных целей. При этом планирование внешних взаимодейст­вий и планирование внутреннего состояния банка взаимосвязаны, хотя структурно они разделены.

Подготовленные на этапе планирования решения реализуются в рамках функции регулирования.

В зависимости от уровня цели можно говорить о горизонтах управления. Существуют понятия стратегических и тактических целей. Оба эти понятия в известной мере условны, но тем не менее для банковской сферы можно разделить цели, а следовательно, и фазы управления по длительности периода управления на оперативные (один рабочий день), текущие (для России - месяц, квартал) и перспективные (для Рос­сии - год). Однако следует отметить, что анализ не существует сам по себе и служит подготовительной фазой для планирования и информационно базируется на учетных данных, от­ражающих фактическое состояние системы.

Объектом управления в банке может служить как деятельность под­разделения или одного сотрудника, так и отдельная банковская операция состоящая из ряда технологических этапов.

Структура системы управления банком может быть организована разными способами, что зависит в значительной мере от размеров банка, числа видов оказываемых услуг, количества клиентов и операций, выпол­няемых банком.

Наиболее простая структура управления линейная, когда правлению банка непосредственно подчинены отделы. Это дает возможность обес­печить эффективное прямое управление банком и очевидную, ясную и обозримую структуру. При этом основная управленческая нагрузка пред­полагает разделение функций управления между правлением и руково­дителями подразделений.

Более сложной является штабная организация, при которой правле­нию подчинены департаменты, объединяющие отделы по принципу од­нотипности выполняемых управленческих функций. Например, департа­мент маркетинга, департамент валютных операций и др.

Еще более сложной является линейно-штабная управленческая струк­тура. Здесь отделы, обеспечивающие выполнение депозитных, кредитных, инвестиционных и других операций, подчинены управлени­ям промежуточного уровня, обслуживающие различные группы юриди­ческих и физических лиц, которые сами могут устанавливать свои локаль­ные цели, подчиненные, однако, глобальным управленческим целям бан­ка.