ДИТЯЧА ПСИХОЛОГІЯ

За власть Советов. В годы гражданской войны автомобильная техника широко использовалась Красной Армией. 21 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял специальное постановление: до 50 % автомобилей в стране надлежало передать в распоряжение Военного ведомства. Ровно через три месяца Совнарком принимает peшение «Об обеспечении действующей Красной Армии автотранспортом и урегулировании эксплуатации его». В 1918 г. в Красной Армии имелось около 4 тыс. автомобилей, к 1920 г. это число выросла до 7,5 тыс. Часть машин входила состав автоотрядов, другая находилась непосредственно в войсках.

Пополнение парка шло главным образом за счет трофейных машин захваченных у белогвардейцев интервентов. Кроме того, часто запчасти для поврежденного автомобиля снимали с другого. В результате из двух-трех автомобилей собирали один. А что оставалось делать? С запчастями было туго. Но постепенно, по мере накопления опыта, запчасти стали изготавливать на ремонтных предприятиях. Таких предприятий Москве было 24, в Петрограде 13, в Ярославле - 5. Одним из крупнейших стал недостроенный автозавод АМО в Москве.

Здесь был развернут ремонт пpeжде всего 3-тонных «Уайтов». Taк за 1919 г. было отремонтировано 250 таких машин, полученных от Военного ведомства.

Главной задачей автомобилей Красной Армии была перевозка материальных средств, порой на значительные расстояния. Например, в 1920 г. грузы для 1-й Конной армии доставлялись от Житомира до Новоград-Волынского; пробег автомобиля в один конец достигал при этом 100 км.

Автомобили применялись и для оперативных перевозок войск, в сентябре 1919 г. командир знаменитой Железной дивизии Г. Гай использовал 35 грузовиков для смелого маневра - переброски 5-го Курского полка на расстояние 180 км, в район Симбирска. В итоге белогвардейцам был нанесен мощный удар во фланг, и они потерпели поражение. Применялись и автомобили со смонтированным на них вооружением - пушками или пулеметами. И конечно, были автомобили штабные, санитарные, радиостанции.

По пути моторизации РККА. Отгремели бои гражданской войны. Разгромив интервентов и белогвардейцев, молодая Страна Советов приступила к мирному строительству. Но угроза со стороны империализма не была ликвидирована, и надо было держать порох сухим. В начале 1920-х гг. автомобильный парк Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) состоял из немногочисленных, изношенных в боях машин зарубежного производства. Это уже не удовлетворяло требованиям обороны страны. Нужно было создавать собственную автомобильную промышленность. И она была создана.

7 ноября 1924 г. во время праздничной демонстрации в Москве по Красной площади прошли десять ярко-красных грузовиков АМО-Ф-15 - первенцев советского автостроения. На одной из машин был укреплен кумачовый транспарант с лозунгом: «Обеспечим автомобилями наше детище - родную Красную Армию!». И этот призыв был выполнен. Вскоре десятки, а затем и сотни грузовиков АМО - только уже не ярко-красных, а защитно-зеленых - стали поступать в войска.

АМО-Ф-15

В начале 1930-х гг. в военных округах появляются отдельные учебные автотранспортные батальоны пятиротного состава. Они были укомплектованы в основном 1,5-тонными автомобилями АМО-Ф-15. В 1933 г. начинается формирование отдельных автотранспортных полков.

В 1932 г. в РККА создается первый в мире механизированный корпус - крупное подвижное соединение. Вся его пехота перевозилась автотранспортом, вся артиллерия имела механическую тягу, все вооружение и техника были смонтированы на автомобильных шасси. По штату в корпусе предусматривалось свыше 200 автомобилей. К началу 1936 г. было сформировано уже четыре таких корпуса.

Успехи в индустриализации страны позволили снабжать Красную Армию автомобилями во все возрастающем количестве. Коренным образом был реконструирован завод АМО. Он стал выпускать 2,5-тонные автомобили АМО-2 и АМО-3. С 1933 г. на этом предприятии, переименованном в завод имени Сталина, начали производить грузовики ЗИС-5 - знаменитые трехтонки. В 1932 г. вступает в строй автогигант в Горьком. С конвейера начинают сходить полуторки ГАЗ-АА. Если в 1928 г. автопарк Красной Армии насчитывал всего 1050 машин, то в 1932 г. - уже 5669, в 1935 - 35 303, а в 1937 г.- около 40 000.

Совершенствуется управление автомобильной службой в войсках. Первоначально оно находилось в ведении Главного военно-инженерного управления ГВИУ (с 1924 г. - Военно-техническое управление снабжения РККА). Но в 1929 г. при Наркомате обороны специально создается Управление моторизации и механизации (УММ). Позже, в 1935 г., оно, реорганизуется в Автобронетанковое управление, а в 1939 г. - Главное автобронетанковое управление.

Развитие моторизации Красной Армии сказалось и на развитии артиллерийского вооружения. Еще в начале 1930-х гг. у нас были созданы подразделения так называемой возимой артиллерии. Полевые орудия доставлялись непосредственно к огневым позициям в кузовах грузовиков.

Во второй половине 1930-х гг. появляются новые образцы артиллерии, специально приспособленные для механической тяги. Некоторые из них могли буксироваться обычными грузовиками. Они имели колеса автомобильного типа и систему подрессоривания. Это позволяло перевозить их со скоростью до 50 км/ч.

В это же время разрабатываются образцы самоходной артиллерии на автомобильной базе. В войска поступают также передвижные радиостанции, прожекторные установки, санитарные машины и пр.

Однако главной задачей автомобилей все же оставалась перевозка грузов и войск, поэтому основное ядро автопарка Красной Армии составляли транспортные машины - полуторки и трехтонки. Переброска воинских частей автотранспортом на малые расстояния считалась нецелесообразной, ибо почти не давала выигрыша во времени. Согласно Полевому уставу РККА (ПУ-35) стрелковый батальон следовало перевозить на удаление не меньше 15 - 20 км, полк - на 30 - 32 км. Наиболее выгодным расстоянием для перевозки стрелковой дивизии считалось 200 - 400 км.

ГАЗ-АА

 

Универсальных кузовов, какие сегодня видим у всех армейских грузовиков, тогда еще не было. Поэтому для перевозки бойцов обычные грузовые платформы дооборудовались съемными поперечными досками-скамейками. При транспортировке грузов скамейки укладывали на дно кузова.

На полуторку ГАЗ-АА ставили четыре скамейки для 16 бойцов, на трехтонку ЗИС-5 - пять скамеек для 20 - 25 бойцов. Солдаты размещались лицом к движению, а в дождь и при встречном ветре - спиной. В непогоду кузова могли покрываться тентом.

Если на автомобиль грузили станковый пулемет, то количество посадочных мест уменьшалось на два. Тот же пулемет в боевом положении забирал еще два места. Орудия вкатывали в кузов по колейным мосткам (рельсы с загнутыми концами). Пушки крепились за специальные кольца, ввернутые в пол кузова, а под их колеса забивали клинья. На полуторке можно было перевозить одно полковое орудие с передком и прислугой. Дивизионная и корпусная артиллерия нуждалась как минимум в трехтонках.

Для перевозки легких танков применялись грузовики Ярославского автозавода. Борта кузова при этом снимались. Погрузка осуществлялась по колейным трапам. Под их середину для усиления подкладывали поперек шпалы, бревна или специальные стойки. Колеса также закрепляли шпалами, чтобы автомобиль во время погрузки не стронулся с места.

Для уменьшения нагрузки на рессоры при въезде танка под заднюю часть рамы машины подводились металлические стойки. При перевозке лошадей стенки кузова наращивались: к бортам привинчивались скобы, в которые вставлялась обрешетка. Лошадей вводили в кузов по специальным мосткам и размещали вдоль машины. Повозки (кроме кухонь и одноколок) обычно грузили со снятыми колесами.

Полевой устав РККА определял время погрузки стрелкового батальона в 40 - 60 мин, артиллерийского дивизиона - в 1 - 1,5 ч. Ночью эти сроки увеличивались в среднем на 15 мин. К началу Великой Отечественной войны в наших Вооруженных Силах насчитывалось 272,6 тыс. автомобилей. Это была вполне современная, моторизованная армия.

На фронтах второй мировой войны.Выражение «современная война - это война моторов» появилось еще во времена первой мировой войны, как только на поля сражений вышли боевые машины и автомобили. Справедливость этой формулировки полностью подтвердила вторая мировая война: можно без преувеличения сказать, что танкам и авиации принадлежало решающее значение во всех крупных сражениях, а автомобилям - в передвижении войск, доставке оружия и боеприпасов. Автономность машины, высокая подвижность и средняя скорость, удобство маскировки от воздушного наблюдателя - все это сделало автомобиль исключительно важным средством военного транспорта, а в отдельных случаях - и незаменимой боевой единицей.

С первых же дней войны советская автомобильная промышленность, в то время еще очень молодая, приспособила свою продукцию к нуждам фронта и тыла. Скромные полуторки ГАЗ-ММ и трехтонки ЗИС-5 взяли на себя огромную работу по перевозкам военных и хозяйственных грузов.

Особенно велик их вклад в героическую эпопею «Дороги жизни» - трассы, проложенной зимой 1941/42 года по льду Ладожского озера для снабжения осажденного Ленинграда и эвакуации его жителей.

Более 3,5 млн. км прошли машины наших автомобильных войск за годы войны и перевезли свыше 100 млн. т военных грузов. Основное бремя перевозок вынесли машины отечественных марок.

Со второй половины 1942 года большим подспорьем стали машины производства союзных государств - США и Англии, поступавшие в СССР по соглашению об аренде (лендлизу). Наиболее распространенными были «студебеккеры», «джипы» марки «Виллис» и «Додж - 3/4 тонны».

Для «студебеккера», как, впрочем, и для многих других импортных автомобилей («шевроле», «интернейшнл», «джи-эм-си», «остин»), характерен так называемый универсальный кузов, который можно использовать, сняв борта, как платформу для перевозки крупногабаритных грузов; с низкими бортами - как всякий грузовой автомобиль; с высокими вставными решетчатыми бортами и откидными скамейками - для перевозок войск. В стойки решетчатых бортов можно вставить дуги и натянуть на них брезентовый тент.

Транспортный армейский автомобиль «Студебеккер-US-6» (США). Грузоподъемность 2,5 т. В универсальном кузове со съемными бортами, откидными скамейками и тентом возможна перевозка 16 чел. Двигатель 6-цилиндровый, 95 л.с. Привод на колеса двух задних осей или на все колеса. Скорость 70 км/ч

 

Весьма технологичная, простая форма кабины и капота «студебеккера» оказала влияние на некоторые позднейшие, уже гражданские, модели грузовых автомобилей, в том числе ГАЗ-51 (и всех ее модификаций как в нашей стране, так и за рубежом).

Нередко автомобиль становился настоящим «солдатом» и непосредственно выполнял боевые функции. На шасси трехосных ЗИС-6 устанавливали первые гвардейские минометы - знаменитые «катюши». Впоследствии их монтировали на шасси «Студебеккер-US-6». Установка оснащалась 8 направляющими, соединенными поперечными связями в пакет. Он крепился к трубчатой, качающейся на горизонтальной оси ферме, которая покоилась на поворотной раме. Кабина защищалась стальным козырьком.

Гвардейский миномет на шасси ЗИС-6. Двигатель 6-цилиндровый, мощность 73 л.с. Скорость 55 км/ч

Особую группу армейских машин составляли санитарные автомобили. Случалось, для перевозки раненых переоборудовали автобусы, и даже обычные грузовые автомобили.

 

Санитарный автомобиль ГАЗ-55. Предназначен для перевозки 10 сидячих больных или 2 - 4 лежащих на носилках и 2 - 5 сидячих (не считая санитара и водителя). Двигатель 4-цилиндровый, 50 л.с. Скорость 70 км/ч

 

На базе некоторых машин создавались бронеавтомобили. Полугусеничные ЗИС-42 служили в качестве артиллерийских тягачей. На основе шестицилиндровой «эмки» (ГАЗ-11-73) выпускали штабные машины ГAЗ-61 с обеими ведущими осями. Другой армейский автомобиль типа 4X4 строился с упрощенным открытым кузовом.

Форсирование больших рек на фронтах Отечественной войны и высадка союзных войск в Нормандии, Италии и на других участках второго фронта потребовали создания плавающих автомобилей - амфибий.

Типичный автомобиль-амфибия военного образца состоит из шасси автомобиля со всеми ведущими колесами, водонепроницаемого кузова большого объема, гребного винта с приводом к нему от трансмиссии автомобиля, органов управления для движения по воде и водооткачивающей системы.

 

Автомобиль-амфибия «Джи-Эм-Си-DUKW-353» (США). Грузоподъемность 2.5 т. Число мест в кузове на откидных скамейках 16 (при движении по воде допускается перевозка 30 чел.). Двигатель 6-цилиндровый, 90 л.с. Скорость на земле 65 км/ч, на воде 10 км/ч

 

На амфибиях прошло первую проверку устройство, ставшее теперь обязательным на многих машинах повышенной проходимости. Когда, переплыв реку, автомобиль выходит на берег, ему нужно преодолеть вязкий грунт прибрежного дна. Чтобы улучшить проходимость, уменьшают давление в шинах на ходу. В годы войны такой способ применялся только на амфибиях. Весьма вероятно, что такие системы получат дальнейшее распространение, вплоть до установки на обычные легковые автомобили.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Тенденции и проблемы развития автомобилей  
2. Труженики. Развитие грузовых автомобилей  
3. Омнибус – значит «всеобщий»  
4. Автомобиль надевает военную форму  

 


[1] Таковы знаменитые английские дилижансы «Борзая», «Никому не доверяющая», «Лебедь», «Орел», таковы французские паровые повозки «Послушная» и «Быстрая» или электрическая «Всегда недовольная» (т.е. стремящаяся к большей скорости).

[2] Существовавшие паровые повозки если и относят к «автомобилям», то лишь в соответствии с энциклопедическими определениями, звучащими так: «Экипаж для передвижения по обычным дорогам, приводимый в действие находящимся на нем двигателем» или «Машина для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам, приводится в движение установленным на ее раме двигателем внутреннего сгорания (обычно бензиновым, нефтяным или газовым), реже паровым или электрическим...». В последнем определении не все точно, многое уже устарело (скажем, «установленный на раме двигатель»; на электромобиле он может находиться и в колесе, рама не обязательна, на многих автомобилях ее давно заменил кузов), но ни одно из определений не распространялось на тип и конструкцию двигателя. Не все ли равно, какой двигатель? Лишь бы самодвижущийся экипаж соответствовал своему назначению.

[3] Рождение и развитие автомобиля шли весьма разветвленными путями, поэтому установить единственного обладателя «эксклюзивного патента» на автомобиль невозможно.

[4] Вначале эти автомобили производились самими изобретателями, а затем изготавливались по лицензии другими автомобилестроителями. Позднее эти автомобили копировали и усовершенствовали, создавали новые автомобили, оснащенные более мощными многоцилиндровыми двигателями с большим объемом и числом оборотов.

[5] В последнее двадцатилетие XIX века изобретатели окончательно убедились в необходимости сотрудничества с рядовыми механиками, чьи идеи сыграли свою роль в совершенствовании автомобиля, а не исчезли в ящиках верстаков ремонтных мастерских.

[6] В 1895 г. он смонтировал пневматические шины на колеса автомобиля Peugeot и вместе с братом принял участие в первых автогонках Париж - Бордо - Париж. Он разработал съемные ободья, крепимые на дисках с помощью болтов. Не смотря на то, что Мишлен вынужден был 65 раз заменять проколотые шины, преимущества изобретения были налицо. Впоследствии братья в 1896 г. основали собственную фабрику по производству пневматических шин, приостановив вторжение английских шин во Францию.

[7] В 1899 г. бельгиец Женатзи на электромобиле с пневматическими шинами Michelin превысил скорость 100 км в час.

[8] В гоночных и спортивных моделях на винте имелись два выступа для закрепления либо ослабления посредством маятникового механизма.

[9] Стальные колеса изготавли­вают методом штамповки из листово­го металла с последующей сваркой со­ставляющих элементов. Их внешний вид сегодня улучшают декоративными колпаками, в основном, из литого нейлона. Достоинст­вами стальных колес являются невысокая стоимость и способность передавать большие нагрузки. К не­достаткам следует отнести большую массу колеса и широкое поле допусков на изготовление, требующее тщательной балансировки.

[10] Пожалуй, бессмысленно искать корни этого символа современной цивилизации. Хорошо ли, плохо ли, но автомобиль стал частью нашей жизни. «Идея автомобиля» всегда существовала в мечтах и представлениях человека. Она отражена, например, на рисунках Леонардо да Винчи в «Атлантическом кодексе» и даже в рукописях Герона Александрийского, еще в 150 году до н.э., предвидевшего возможность замены лошадиной силы силой пара и создания нового способа передвижения.

[11] Характеризует степень аэродинамического совершенства

[12] На 1 млн. машин ежегодно приходится до 500 погибших и тысячи пострадавших в ДТП; в атмосферу выбрасывается около 300 тыс. т окиси углерода и других вредных веществ. Для каждого нового миллиона автомобилей требуется построить 15 тыс. км дорог, занять 2 - 3 тыс. га земли под стоянки и гаражи, под сотни заправочных станций, десятки крупных центров технического обслуживания, магазинов, мотелей, ремонтных заводов. И на всех участках процесса автостроения, сбыта и эксплуатации автомобилей должны быть заняты сотни тысяч соответственно подготовленных специалистов и рабочих.

[13] Среднее значение грузоподъемности единичного авто­мобиля достигло в 1960 году 3 т, в 1975-м - 5,5 т, в 1985 го­ду - около 7 т в связи с пуском завода КамАЗ.