Тема1.3 Балансовое обобщение

Цель:

 

План :

1. Понятие и построение бухгалтерского баланса. Содержание и структура баланса.

2. Виды баланса.

3. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций.

 

1. Для того, что бы управлять хозяйственно-финансовой деятельностью предприятие должно знать, сколько у него имеется основного капитала, оборотных средств, собственных и заемных. Для получения этих сведений периодически, обычно по окончании отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), обобщаются данные бухгалтерского учета, и составляется бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс– это способ экономической группировки, обобщения, и отражения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам их формирования в денежном выражении на определенную дату.

Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей: верхняя – актив - отражает имущество организации по составу и размещению, а нижняя – пассив - отражает имущество организации по источникам образования.

Бухгалтерский баланс в переводе с французского обозначает равенство (весы), в нем всегда должно присутствовать равенство итогов актива и пассива.

Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.

Составные части актива и пассива, которые показывают отдельные виды средств, и источники их образования называются статьями баланса.

Все статьи по экономически однородным признакам баланс объединяет в группы и разделы. В активе ресурсы объединены в два раздела.

Разделы в активе баланса расположены в порядке возрастания их ликвидности.

В I разделе актива баланса «Внеоборотные активы» представлены наименее ликвидные активы, а во II разделе «Оборотные активы» - активы с высокой ликвидностью.

В пассиве баланса три раздела, расположенные в зависимости от срока погашения долгов

В III разделе пассива баланса «Капиталы и резервы» представлены собственные источники образования имущества.

Во IV разделе пассива баланса Долгосрочные обязательства» показывается задолженность банкам по кредитам и займам, полученных от других организаций на срок более одного года.

В V разделе пассива баланса «Краткосрочные обязательства» показываются заемные краткосрочные средства, кредиторская задолженность, резервы предстоящих расходов, а так же доходы будущих периодов.

При составлении баланса следует исходить из требований:

правдивости баланса – все показатели должны быть подтверждены соответствующими документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией;

реальности баланса, т.е. оценка его статей соответствующей действительности;

единство баланса – построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;

преемственность баланса – каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего;

ясность баланса – данные должны быть представлены в форме, доступной для понимания внешними и внутренними пользователями.

 

2.Существует множество видов бухгалтерского баланса, которые классифицируются по ряду признаков.

По времени составления:

вступительный баланс – составляется при создании новой или при преобразовании ранее действующей организации;

текущие балансы – составляются периодически в течение всего времени существования организации;

санируемый баланс – составляется при приближении организации к банкротству;

ликвидационный баланс – составляется при ликвидации организации;

разделительный баланс – составляется в момент разделения крупного предприятия на несколько мелких самостоятельных организаций.

объединительные балансы – составляются в результате объединения нескольких организаций в одно юридическое лицо.

По источникам составления:

инвентарные балансы – составляются на основе данных инвентаризационных описей имущества, источников её образования и расчетов;

книжные балансы – составляются по данным текущего бухгалтерского учета, на основании остатков по счетам главной книги;

генеральные балансы – составляются на основании данных текущего бухгалтерского учёта, подтвержденных инвентаризациями имущества, обязательств и расчётов.

По объему информации (по содержанию):

единичные – отражают деятельность одной организации;

консолидирующие (сводные) – характеризуют деятельность группы предприятий.

По объекту отражения:

самостоятельные – если организация сама является юридическим лицом;

отдельные – если организация составляет структурное подразделение организации;

По способу очистки статей баланса:

Баланс- брутто – включает в свой баланс регулирующие статьи;

Баланс- нетто – чистый баланс без регулирующих статей.

По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности. Основной является деятельность, соответствующая профилю предприятия и её уставу. Все прочие виды деятельности – неосновные.

По формам собственности различают балансыгосударственных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и других организаций.

 

3. Ежедневно на предприятиях совершается множество хозяйственных операций, которые влияют на величину ресурсов и источников из образования, в зависимости от влияния на баланс все хозяйственные операции принято делить на четыре типа:

Первый тип изменения характеризуется изменение статей актива при неизменной валюте баланса (+ актив – актив на одинаковую сумму)

 

К этому типу изменений можно отнести операции по поступлению денежных средств из кассы на расчетный счет; от покупателей на расчетный счет; выдача денежных сумм из кассы под отчет; возврат неиспользованных подотчетных сумм в кассу; поступление денежных средств на расчетный счет от дебиторов и т. д.

Второй тип изменения характеризуется изменением статей пассива при неизменной валюте баланса (+ пассив – пассив на одинаковую сумму)

 

Ко второму типу изменений относятся такие операции, как удержание налогов из заработной платы рабочих и служащих; направление части прибыли в резервный капитал; списание части доходов будущих периодов на прибыль отчетного периода и т.д.

Третий тип изменения вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону увеличения при равенстве валюты баланса (+ актив + пассив на одинаковую сумму)

 

К операциям третьего типа можно отнести операции связанные с поступлением основных средств; начислением заработной платы; поступлением материалов от поставщиков и т.д.

Четвертый тип изменения вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону уменьшения при равенстве валюты баланса (-актив - пассив на одинаковую сумму)

 

К операциям четвертого типа изменения относят операции связанные с погашением с расчетного счета задолженностей перед поставщиками, кредиторами, банками и т.д.

 

 

 

Тема: «Система бухгалтерских счетов и двойная запись»

Цель:

План:

1. Счета бухгалтерского учета и их строение. Взаимосвязь между счетами и балансом.

2. Двойная запись, её сущность и значение. Корреспонденция счетов. Бухгалтерские проводки и их виды.

3. Счета синтетического и аналитического учета, субсчета

4. Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

5. Классификация счетов бухгалтерского учета

6. План счетов бухгалтерского учета.

 

1. Счета бухгалтерского учета – это способ текущего, взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению и по источникам его образования, а так же хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

На каждый вид хозяйственных средств и источников их образования открывается отдельный счет.

Дт Наименование счета Кт
Сн  
+ + + + + + + + + + + + + + _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
Оборот (Од) Оборот (Ок)
Ск  

Схематически счет представляет собой таблицу двухсторонней формы: левая – дебет, правая – кредит.

Остаток имущества или источников их образования на начало или конец периода называется «сальдо»(Сн – сальдо начальное, Ск – сальдо конечное).

Увеличение на счетах пишется в ту сторону, где сальдо начальное, а уменьшение в противоположную сторону.

 

Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом (без первоначального сальдо). Счет может иметь два оборота – дебетовый (Од) и кредитовый (Ок).

Счета бухгалтерского учета открываются на основании бухгалтерского баланса. Если открыть счет на активную сторону баланса, счет будет называться активным, т.е. на активных счетах учитываются изменения в составе средств. Все счета для учета имущества, счета активные. Они имеют следующее строение: остаток на начало месяца может быть только дебетовым; оборот по дебету – его использование (выбытие); сальдо конечное рассчитывается по формуле: Ск=Сн+Од-Ок

К активным счетам относятся счета: 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 04 «Нематериальные активы», , 50 «Касса» и т.д.

Если открыть счет на пассивную сторону баланса, то счет будет называться пассивным, т.е. на пассивных счетах учитываются изменения в источниках образования. Все счета источников средств пассивные, они имеют следующее строение: остаток на начало всегда отражается по кредиту, здесь же отражается и увеличение источника, а уменьшение источников - по дебету, сальдо конечное рассчитывается по формуле: Ск=Сн+Ок-Од

К пассивным счетам относятся 80 «Уставной капитал»,82 «Резервный капитал», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.

Кроме активных и пассивных счетов существуют активно-пассивные счета, на которых учитываются и состав средств, и источники их образования.

Они бывают двух видов: с односторонним сальдо (например: счет 99 «Прибыли и убытки»); с двухсторонним развернутым сальдо (например: счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Между балансом и счетами существует тесная взаимосвязь:

каждой статье баланса соответствует счет;

счета подразделяются на активные и пассивные, аналогично статьям баланса;

остатки имущества и источников его образования показываются на счетах по той же стороне, что и в балансе;

сумма остатков по всем активным счетам равна итогу актива (валюте) баланса, а по всем пассивным счетам – итогу пассива (валюте) баланса.

баланс составляется на основе данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса.

 

2. Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи.

Двойная запись – это способ отражения каждой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.

Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему. Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет получить информацию о движении имущества и источников его образования.

Двойная запись способствует контролю за движением имущества организации и источниками его образования, показывает, откуда она поступило, и на какие цели было направлено. Она позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления. Двойная запись обеспечивает выявление ошибок в учетных записях, каждая операция отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтомуоборот по дебету всем счетов, должен быть равен обороту по кредиту всех счетов.

Взаимосвязь меду счетами возникающая благодаря двойной записи хозяйственных операций называетсякорреспонденцией счетов.

Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирующими.

Запись операций на счетах называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерская проводка бывает двух видов: простые – это такие бухгалтерские проводки, в которых корреспондируют только два счета – один по дебету, а другой по кредиту; сложные –- это такие бухгалтерские проводки, в которых один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту, или наоборот.

Составить бухгалтерскую проводку означает, на какую сторону, каких счетов записать сумму операции.

 

3. В бухгалтерском учете для получения различной информации используются три вида счетов: синтетические, аналитические и субсчета

Синтетические - это счета, которые содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации, по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе.

Аналитические – это счета, которые детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Субсчета(синтетические счета второго порядка) предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета.

Счета синтетического учета взаимосвязаны со счетами аналитического учета. Эта взаимосвязь выражается в следующем:

начальное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым к данному синтетическому счету, равняется начальному сальдо этого синтетического счета;

обороты по всем аналитическим счетам, открываемым к данному синтетическому счету, равны оборотам этого синтетического счета;

конечное сальдо всех аналитических счетов, открываемым к данному синтетическому счету, равно конечному сальдо этого синтетического счета

 

4. По окончании каждого отчетного периода все записи на счетах группируются в таблицах, которые называются оборотными ведомостями. Ведомости составляются по счетам синтетического и аналитического учета.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета представляет собой итоги оборотов и остатков по всем синтетическим счетам за определенный период времени и предназначена для проверки правильности учетных записей, общего ознакомления с финансово-хозяйственной деятельностью организации и составлении нового баланса.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам имеет следующий вид