Объем, структура и динамика государственного долга РФ

Таблица №7

 

Показатели 1993 г. 1998 г. 2000 г. 2004 г.
1. Государственный долг, млрд. руб.… 157,7 3991,7 4479,7 3884,1
2. В том числе: Внутренний……………………… Внешний ………………………. % ВВП…………………………..   17,2 140,5 71,3 757,9 3233,8 148,7 557,4 3922,3 61,3 842,1 3042,0 29,9
3. В том числе: Внутренний Внешний   10,0 61,3   28,2 120,5   7,6 53,7   6,4 23,5

 

Управление государственным и муниципальным долгом

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации.. Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.

От имени Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному Правительством Российской Федерации ответственному федеральному органу исполнительной власти.

От имени субъекта Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

4.4.Принципы и методы управления государственным долгом.

Под управлением государственным долгом подразумевается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Современный внешний долг РФ складывается из трех составляющих:

· Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить на четыре группы:

1. Задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба - особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран – наиболее крупных международных кредиторов.

2. Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение банков-кредиторов.

3. Кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг.

4. Кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития).

· Долги перед некоторыми странами - бывшими участниками СЭВ. К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.

· Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение производится конвертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отличается от внешнего. Динамику структуры внешнего долга РФ можно наблюдать в Таблице№8

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации

Таблица №8

 

Наименование На 1.01. 2003 г. На 1.01. 2004 г.
1. Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего ССCР, принятые РФ) без учета предельного объема гарантий   124,4   121,0
%............................................................... 97,9 97,8
2. По кредитам правительства иностранных государств….. 52,3 54,0
3. %........................................................... 41,1 43,65
В том числе задолженность:
официальным кредиторам Парижского клуба…………… 43,6 46,6
5. %............................................................... 34,33 37,67
  Кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба 4,9 4,4
7. %............................................................... 3,85 3,56
8. По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм 3,0 -
9. %............................................................... 2,36 -
10. по кредитам международных финансовых организаций 13,4 11,0
11. %............................................................... 10,55 8,89
12. Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте 49,5 49,8
13. %............................................................... 38,97 40,25

 

Управление государственным долгом осуществляется посредством применения следующих методов:

-реструктуризации государственного долга, который основывается на соглашении о прекращении долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга;

-рефинансирования государственного долга, т.е. погашения основной задолженности Ии процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;

-новации- соглашения между заемщиком и кредитором по замене обязательств по указанному кредиту другими обязательствами;

-унификации-решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа;

- конверсии- одностороннего изменения доходности займов, т.е. объявления государством о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством;

-консолидации-изменения условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решения государства о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок;

-отсрочки погашения займов- консолидации при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам;

-аннулирования государственного долга-отказа государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Таким образом, целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Контрольные вопросы

Глава 6. Расходы бюджета