ПРАГМАТИЗМ СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ШКОЛЫ
Д. ДЬЮИ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРАГМАТИЗМА В ПЕДАГОГИКЕ
В конце XIX века стало развиваться новое направление в педагогике, основателем которого был американский философ и педагог Д. Дьюи (1859—1952 гг.). Его главный тезис: практика — инструмент изыскания истины, а истина — это то, что выгодно. Дьюи заявил, что школа — это не подготовка к жизни, а сама жизнь. В ней ребенок должен стоять в центре учебного процесса и ему должны быть созданы условия для свободного развития на
основе собственной индивидуальности. По Дьюи в каждом ребенке от природы заложены четыре инстинкта: созидательный, художественный, исследовательский и социальный. Задача школы их развить через собственную жизнедеятельность и активность ребенка. Раз школа есть сама жизнь, то она и должна жизнь отражать и, следовательно, строиться на самоуправлении. В ней в центре внимания сосредоточены интересы детей и деланье в мастерских, в саду, на ферме, в поле, огороде и т. д. в соответствии с интересом ребенка, где он получает знания, которые считает нужными для себя. Так, по мнению Дьюи, может раскрыться индивидуальность ученика.
Главным-методом обучения должен быть метод проектов. Ребенок выбирает проект, над которым хочет работать и набирает сначала знания через самообразовательную работу. Поэтому центр школы — библиотека. По Дьюи деланье проходит через пять ступеней акта мышления: практику, возникновение в ней проблемы, подбор фактов и поиск информации для ее решения, формулирование гипотезы и ее проверку. Учитель выступает в этой работе ребенка лишь его консультантом, советчиком, а ребенок ведет поиск, исследование. Он самостоятельно набирает и осмысливает знания, необходимые для решения проекта, решения избранной проблемы. В школе нет предметного преподавания. Ученик, набирая необходимые знани^, их интегрирует, чтобы решить проблему. Работа построена исключительно на самодеятельности, активности ученика, опосредуемых его интересом. Это было ценным в прагматической школе Дыои, но такое обучение не обеспечивало системности знаний. Ребенок обогащался опытом, накопленным им самим. Практицизм школы Дыои отражал американский образ жизни.
Американская школа отличается достаточной гибкостью и свободой. Обучение 12 лет, но структура школ разная: восьмилетняя начальная -+- четырехлетняя средняя; шестилетняя начальная + + младшая и старшая трехлетние средние школы; шестилетняя начальная + шестилетняя средняя; четырехлетняя начальная + младшая и старшая четырехлетние школы; пятилетняя начальная + трехлетняя младшая и четырехлетняя старшая средние школы. Школы государственные и частные.
Начальная школа от 4 до 8 лет. Она, как правило, размещена в отдельном здании, куда учащихся из близлежащих селений привозят па автобусах. Школа пронизана духом прагматической педагогики. В ней ребенок сам определяет качество и количество обучения. Основной метод обучения в школе—посредством де-ланья. Используется комплексное обучение, когда учебная работа концентрируется вокруг какого-либо проекта и, выполняя его, учащиеся овладевают навыками письма, чтения и счета. Уже в начальных классах производится дифференциация обучения и дети делятся на потоки и подгруппы в соответствии с выявленными при помощи тестов способностями. Поэтому дети заканчивают школу с разным уровнем и качеством знаний.
Младшая средняя школа носит ориентационный характер, призвана помогать учащимся в выборе профессии, а поэтому в штате школы психолог-консультант, диагностирующий способности учащихся и соответственно организующий их учебную и профессиональную ориентацию. Обучение носит разноуровневый характер: для способных и неспособных, дополняющееся системой выборных предметов.
В старшей средней школе многообразные профили: академические и практические. Для всех учащихся установлена минимальная программа обязательных предметов: родной язык, общественные дисциплины, физкультура и один год естествознание и математика.
На академических профилях изучают естественно-математические дисциплины: алгебру, геометрию, физику, химию, биологию, иностранные языки. На практических профилях обязательные предметы дополняются практическими курсами типа домоводства, столярного и слесарного дела, ремонта автомобилей, стенографии, машинописи и других предметов.
Академический профиль готовит к поступлению в университеты. Здесь учатся лишь 15% детей низших сословий, а на практическом профиле—85%.
Таким образом, американская школа отличается гибкостью, элитарностью, свободой и прагматизмом. В ней могут быть не только предметы, но и обучение с помощью проектного метода, «неградуированные» классы, в которых дети работают по индивидуальным планам и продвигаются своим темпом, широко практикуется работа в группах, сочетание лекций в больших группах, семинаров в малых группах и индивидуальной работы. Соответствующим образом организуется бригадная работа учителей: одни — читают лекции, другие—проводят семинарские занятия, третьи — ведут индивидуальные занятия, четвертые—работают с отстающими.
Уровень образования определяется потребностями и способностями, а также материальными возможностями семьи.
Тема: Система трудового образования.
План
1. И. Г. Песталоцци — родоначальник трудового образования.
2. Характеристика направлений в трудовом воспитании.
3. Идея трудового обучения в опыте советской школы.