ПРАГМАТИЗМ СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ШКОЛЫ

Д. ДЬЮИ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРАГМАТИЗМА В ПЕДАГОГИКЕ

В конце XIX века стало развиваться новое направление в пе­дагогике, основателем которого был американский философ и пе­дагог Д. Дьюи (1859—1952 гг.). Его главный тезис: практика — инструмент изыскания истины, а истина — это то, что выгодно. Дьюи заявил, что школа — это не подготовка к жизни, а сама жизнь. В ней ребенок должен стоять в центре учебного процесса и ему должны быть созданы условия для свободного развития на

основе собственной индивидуальности. По Дьюи в каждом ребен­ке от природы заложены четыре инстинкта: созидательный, ху­дожественный, исследовательский и социальный. Задача школы их развить через собственную жизнедеятельность и активность ре­бенка. Раз школа есть сама жизнь, то она и должна жизнь отра­жать и, следовательно, строиться на самоуправлении. В ней в цен­тре внимания сосредоточены интересы детей и деланье в мастер­ских, в саду, на ферме, в поле, огороде и т. д. в соответствии с ин­тересом ребенка, где он получает знания, которые считает нужными для себя. Так, по мнению Дьюи, может раскрыться индивиду­альность ученика.

Главным-методом обучения должен быть метод проектов. Ре­бенок выбирает проект, над которым хочет работать и набирает сначала знания через самообразовательную работу. Поэтому центр школы — библиотека. По Дьюи деланье проходит через пять сту­пеней акта мышления: практику, возникновение в ней проблемы, подбор фактов и поиск информации для ее решения, формулиро­вание гипотезы и ее проверку. Учитель выступает в этой работе ребенка лишь его консультантом, советчиком, а ребенок ведет по­иск, исследование. Он самостоятельно набирает и осмысливает знания, необходимые для решения проекта, решения избранной проблемы. В школе нет предметного преподавания. Ученик, на­бирая необходимые знани^, их интегрирует, чтобы решить проб­лему. Работа построена исключительно на самодеятельности, ак­тивности ученика, опосредуемых его интересом. Это было ценным в прагматической школе Дыои, но такое обучение не обеспечивало системности знаний. Ребенок обогащался опытом, накопленным им самим. Практицизм школы Дыои отражал американский образ жизни.

Американская школа отличается достаточной гибкостью и сво­бодой. Обучение 12 лет, но структура школ разная: восьмилетняя начальная -+- четырехлетняя средняя; шестилетняя начальная + + младшая и старшая трехлетние средние школы; шестилетняя начальная + шестилетняя средняя; четырехлетняя начальная + младшая и старшая четырехлетние школы; пятилетняя началь­ная + трехлетняя младшая и четырехлетняя старшая средние школы. Школы государственные и частные.

Начальная школа от 4 до 8 лет. Она, как правило, размещена в отдельном здании, куда учащихся из близлежащих селений при­возят па автобусах. Школа пронизана духом прагматической пе­дагогики. В ней ребенок сам определяет качество и количество обучения. Основной метод обучения в школе—посредством де-ланья. Используется комплексное обучение, когда учебная работа концентрируется вокруг какого-либо проекта и, выполняя его, уча­щиеся овладевают навыками письма, чтения и счета. Уже в начальных классах производится дифференциация обу­чения и дети делятся на потоки и подгруппы в соответствии с вы­явленными при помощи тестов способностями. Поэтому дети за­канчивают школу с разным уровнем и качеством знаний.

Младшая средняя школа носит ориентационный характер, при­звана помогать учащимся в выборе профессии, а поэтому в штате школы психолог-консультант, диагностирующий способности уча­щихся и соответственно организующий их учебную и профессио­нальную ориентацию. Обучение носит разноуровневый характер: для способных и неспособных, дополняющееся системой выборных предметов.

В старшей средней школе многообразные профили: академи­ческие и практические. Для всех учащихся установлена минималь­ная программа обязательных предметов: родной язык, обществен­ные дисциплины, физкультура и один год естествознание и мате­матика.

На академических профилях изучают естественно-математиче­ские дисциплины: алгебру, геометрию, физику, химию, биологию, иностранные языки. На практических профилях обязательные пред­меты дополняются практическими курсами типа домоводства, сто­лярного и слесарного дела, ремонта автомобилей, стенографии, машинописи и других предметов.

Академический профиль готовит к поступлению в университе­ты. Здесь учатся лишь 15% детей низших сословий, а на практи­ческом профиле—85%.

Таким образом, американская школа отличается гибкостью, элитарностью, свободой и прагматизмом. В ней могут быть не толь­ко предметы, но и обучение с помощью проектного метода, «не­градуированные» классы, в которых дети работают по индивиду­альным планам и продвигаются своим темпом, широко практику­ется работа в группах, сочетание лекций в больших группах, се­минаров в малых группах и индивидуальной работы. Соответству­ющим образом организуется бригадная работа учителей: одни — читают лекции, другие—проводят семинарские занятия, третьи — ведут индивидуальные занятия, четвертые—работают с отстаю­щими.

Уровень образования определяется потребностями и способно­стями, а также материальными возможностями семьи.

Тема: Система трудового образования.

План

1. И. Г. Песталоцци — родоначальник трудового образования.

2. Характеристика направлений в трудовом воспитании.

3. Идея трудового обучения в опыте советской школы.