Диапазон высот и скоростей полета вертолета

Границы эксплуатационного диапазона скоростей и высот полета вертолета при-ведены на рис. 38.

Максимальная скорость полета вертолета ограничена из-за опасного увеличения маховых движений лопастей несущего винта, что приводит к развитию срыва потока с концов лопастей на азимутах 270° - 300° (углах положения лопастей винта по отношению к продольной оси). Максимальные скорости вертолетов достигают 300 - 400 км/ч.

Максимальная высота полета ограничена из-за опасности общего срыва потока с лопастей, которые на больших высотах для создания необходимой подъемной силы приходится переводить на большие углы установки (атаки).

Висение рекомендуется только на малых высотах на взлете, на посадке и в специальных случаях. В обычном полете на вертолете, так же как и на самолете, минимальная скорость ограничена минимально допустимой скоростью .Ограничения и минимальной высоты обеспечивают безопасный переход винта на режим авторотации после остановки двигателя. Они также исключают неправильные показания указателя скорости.

По располагаемой мощности вертолет имеет статический и динамические потолки. Статический потолок (потолок висения) составляет 1.5 - 2 км. Динамический потолок, то есть потолок прямолинейного горизонтального полета, при больше статического и достигает 5 - 8 км.

В наборе высоты вертикальная скорость равна

.

Видно, что наибольшее значение вертикальной скорости набора высоты достигается при скорости V=Vэк., где избыточная мощность максимальна. График зависимости Vy(V) приведен на рисунке 39. Максимальная вертикальная скорость у вертолета равна примерно 10-20 м/с.

 

Схема сил вертолета при выполнении разворота в горизонтальной плоскости отличается от схемы сил самолета несущественно (рис.40)

Отсюда радиус разворота в горизонтальной плоскости, учитывая что (после деления из первого соотношения)

 

, (8.20)

а угловая скорость wГ равна

 

, (8.21)

где нормальная перегрузка в скоростной СК

 

 

Нормальная перегрузка у вертолета ограничена допусти мой по срыву потока с концов лопастей тягой несущего винта значением nyаp @1.5¸2. Поэтому

, а максимальный угол крена ра вен gmax»45¸60o.

С увеличением тяги несущего винта увеличивается и индуктивное сопротивление лопастей. Это приводит к увеличению потребной мощности при увеличении пере- грузки (рис. 41). Поэтому график зависимости максимальной нормальной перегрузки правильного виража (nya=nyaуст.) от скорости имеет вид (рис. 42). При этом можно установить границы виражей в зависимости от скорости полета в следующем виде (см. рис. 43). Видно, что при V=0 вертолет имеет радиус Rв=0 (рис.43).

Вертолеты выполняют следующие боевые маневры: горки, пикирование, виражи, боевые развороты, cпирали, повороты на горке и другие (рис.44).

 

 

Рис. 44 а) Рис. 44 б) Рис. 44 в) Рис. 44 г)