Метод художественно-образного моделирования
- Моделирование в дизайне.
- Художественно-образное моделирование.
- Факторы композиционного формообразования
- Методические приемы художественно-образного моделирования
Моделирование в дизайне
Принцип проектного моделирования, т.е. возможность отображения, воспроизведения одного объекта или явления (оригинала) через его аналог-модель органично встроен в дизайн процесс. Принцип моделирования - эффективный метод разработки дизайнерского решения, отличающийся инновационностью, технологическим реализмом, эргономической обоснованностью. В настоящее время широко применяются новые проектно-технологические возможности, предоставленные компьютером.
Базовый принцип дизайнерского моделирования вытекает из двух уровней функционирования: основополагающего методологического и конкретно методического. Соответственно обозначаем два блока этих принципов.
Первый блок охватывает четыре фундаментальных принципа:
- Принцип моделирования
- Принцип наглядности
- Принцип художественно-образного подхода.
- Принцип системности.
Второй блок охватывает методические принципы:
1. Принцип условности.
2. Принцип лаконичности и экономичности использования модельных средств.
3. Избирательного адекватного, информативно-выразительного и комплексного применения.
4. Принцип оперативного и вариантного исполнения проектных моделей.
В дизайн-процессе из базовых принципов моделирования вытекают соответствующие правила профессионального проведения работы, обеспечивающие достижение цели, оптимальные решения художественно-проектных задач.
Многоаспектность рассмотрения дизайнером объекта разработки приводит к появлению в дизайн-процессе типологически- различных по содержанию и форме проектных моделей.
Содержательно различают художественно-проектное моделирование:
· социально-демографическое (моделирующее спрос, потребность в дизайн-продукте, потенциальную рыночную нишу, потребительские предпочтения и т.д.);
· типологическое (ассортиментно-номенклатурное, функционально-аналоговое);
· концептуальное (инновационное, программное, аналитическое, идейно-художественное);
· структурное или морфологическое (конструктивно-компоновочное, планировочное, модульно-комбинаторное);
· композиционное (тектоническое, обьмно-пространственное, цветографическое, светопластическое);
· сценарное (прогностическое).
По форме различают проектное моделирование:
• идеальное (мыслительное, логическое, образное, ассоциативное, гипотетическое);
• вербальное (модели теоретические, программные, алгоритмические, кибернетические, методические, социологические, нормативные и др.);
математическое (в т.ч. геометрическое и знаковое или символическое);
• светооптическое (акустическое, наглядное графопластическое);
В проектной работе дизайнера акцент делается на графопластической форме моделирования.
Моделируя проектное решение, дизайнер неизменно соотносит его с проектным идеалом, культурными нормами, ценностными ориентирами и оценочными критериями. В проектном моделировании (также как и в процессе проектирования) неизменно сохраняется единообразная, унифицированная, трехступенчатая стратегия,предопределяющая соответствующее творческое содержание дизайн-процесса. Трехступенчатая общая стратегия дизайн-процесса формирует его творческое содержание как триединое: смысло-структурно-формообразующее (схема).
По Б. Г. Бархину - проектная стратегия охватывает «подготовительный этап (творческий поиск) и творческую разработку»; по ВЛ.Глазычеву - это движение «от функции к конструкции и форме» с этапами «проектная идея», «генеральное решение-проект», по Е. Н. Лазареву - это «форэскиз - предложение- проект».По ЕСКД - «эскизный проект - технический проект - рабочий проект»),
С позиции методистов ВНИИТЭ, содержание дизайн-процесса формируется фазами: проектирование, исследование, критика. По Дж. К. Джонсону процесс проектирования последовательно проходит стадии: «анализа (дивергенции) - синтеза (трансформации) - и оценки (конвергенции)»,т. е., декомпозиции задачи-трансформации элементов (синтеза решения) и контрольно- оценочную стадию, на которой автором рассматриваются последствия проектного синтеза.
Исходя из характера формируемых свойств объекта, структура дизайн-процесса охватывает «функциональное, технологическое и морфологическое проектирование», а движение проектной мысли идет по линии: «функция (аксиология, общественная ценность вещи) - структура (морфология) - и форма (композиция)». На этом пути формируется оптимальное проектное решение, совершенное с утилитарно-функциональной, конструктивно - технологической и эстетической точек зрения. Тем самым, при согласованном решении разноплановых задач обеспечивается целостность и результативность дизайн - процесса. При этом «аналитический (познавательный) аспекты творчества в совокупности
Близкое по содержанию определение стратегии и творческой сути дизайн-процесса исходит от ВНИИТЭ: «смыслообразование –структурообразование - формообразование» (поз. 10). Это наиболее распространенное ныне и весьма емкое содержательное определение.
Художественно-образное моделирование
Основной метод дизайна определяется как «художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования».
Одним из главных принципов дизайна является системный подход к проектированию, заключающийся в рассмотрении объекта (объектов) дизайн-проектирования не изолированно, а в системе «человекпредметсреда». Из этого принципа следуют закономерности связи формы и содержания, структуры и функции объекта дизайна.
В процессе дизайна образная идея всесторонне обдумывается: она конкретизируется, проверяется на уместность и своевременность в сложившейся ситуации — именно это и придает свободному образу, фантому реальную социально-культурную осмысленность. Происходит ее материализация — сначала в виде проекта, разработки его с помощью приемов композиционного формообразования, а потом — и самой новой вещи, нового элемента предметного мира.
Еще древний философ Платон полагал, что где-то «в умном месте» существуют идеи всех вещей, какие только могут возникнуть в этом мире, в котором они воплощаются по мере надобности. А материализуются они в сегодняшней действительности через сознание проектировщика.
Художественно-образное моделирование,в отличие от логического, основывается не на рациональном, беспристрастном и последовательном учете всех необходимых факторов, а прежде всего на эмоциональном, интуитивном и целостном видении конечного результата творчества. Профессиональная интуиция дизайнера, конечно, должна быть поддержана его культурным кругозором и опытом активной проектной практики — без этого она останется неразвитой. Дизайнер силой своего воображения моделирует ситуацию потребления создаваемого им объекта, характер и тип самого потребителя (адресата), его ожидания, связанные с проектируемым объектом, и т. д. Успеху этой операции способствует методика образного подхода, содержащая эвристический потенциал.
Художественно-образное моделирование дизайн-проекта происходит не в мастерских и не на компьютере, оно разворачивается в сознании дизайнера — в его фантазии, его воображении, совмещающем в себе энергию созидания нового с интуицией предвиденья и способностью отражать и систематизировать наблюдаемое.
В дизайне сложилось естественное разделение на инновационное и аналоговое проектирование. Между двумя этими профессиональными установками (возникшими по объективной необходимости или в силу дарованных природой возможностей) есть принципиальное различие в методе работы (табл. 1).
Таблица 1 - Принципиальное различие логики инновационного и аналогового проектирования
Аналоговое проектирование (решение задачи) | Инновационное проектирование (разрешение проблемы) |
Неопределенная ситуация сводится к определенной, имеющей известное решение | Определенная ситуация при расширении ее контекста (при включении в нее новых обстоятельств, точек зрения и т. п.) освобождается от готовых решений |
Находятся аналоги, прототипы решения сходной задачи | Ситуация становится неопределенной, открытой, обладающей широким веером возможных разрешений |
Проверяется возможность перенесения найденных решений на проектируемый объект | Выбранное решение конкретизируется, проверяются его уместность и своевременность в данной социокультурной ситуации, рассматриваются практическая возможность воплощения, соответствие уровню развития технологий, допустимым финансовым затратам и т. д. |
В проектном предложении минимально трансформируются знакомые решения сходной задачи | В проектном предложении содержится неожиданное и на первый взгляд парадоксальное разрешение проблемы |
Прототипический подход («мост») | Проблематизирующий подход («переправа») |
Факторы композиционного формообразования