Метод художественно-образного моделирования

  1. Моделирование в дизайне.
  2. Художественно-образное моделирование.
  3. Факторы композиционного формообразования
  4. Методические приемы художественно-образного моделирования

 

Моделирование в дизайне

Принцип проектного моделирования, т.е. возможность отображения, воспроизведения одного объекта или явления (оригинала) через его аналог-модель органично встроен в дизайн процесс. Принцип моделирования - эффективный метод разработки дизайнерского решения, отличающийся инновационностью, технологическим реализмом, эргономической обоснованностью. В настоящее время широко применяются новые проектно-технологические возможности, предоставленные компьютером.

Базовый принцип дизайнерского моделирования вытекает из двух уровней функционирования: основополагающего методо­логического и конкретно методического. Соответственно обозна­чаем два блока этих принципов.

Первый блок охватывает четыре фундаментальных принципа:

  1. Принцип моделирования
  2. Принцип наглядности
  3. Принцип художественно-образного подхода.
  4. Принцип системности.

Второй блок охватывает методические принципы:

1. Принцип условности.

2. Принцип лаконичности и экономичности использования модельных средств.

3. Избирательного адекватного, информативно-выразительного и комплексного применения.

4. Принцип оперативного и вариантного исполнения проектных моделей.

В дизайн-процессе из базовых принципов моделирования вытекают соответствующие правила профессионального проведения работы, обеспечивающие достижение цели, оптимальные решения художественно-проектных задач.

Многоаспектность рассмотрения дизайнером объекта разработки приводит к появлению в дизайн-процессе типологически- различных по содержанию и форме проектных моделей.

 

Содержательно различают художественно-проектное моделирование:

· социально-демографическое (моделирующее спрос, потребность в дизайн-продукте, потенциальную рыночную нишу, потребительские предпочтения и т.д.);

· типологическое (ассортиментно-номенклатурное, функционально-аналоговое);

· концептуальное (инновационное, программное, аналитическое, идейно-художественное);

· структурное или морфологическое (конструктивно-компоновочное, планировочное, модульно-комбинаторное);

· композиционное (тектоническое, обьмно-пространственное, цветографическое, светопластическое);

· сценарное (прогностическое).

По форме различают проектное моделирование:

• идеальное (мыслительное, логическое, образное, ассоциативное, гипотетическое);

• вербальное (модели теоретические, программные, алгоритмические, кибернетические, методические, социологические, нормативные и др.);

математическое (в т.ч. геометрическое и знаковое или символическое);

• светооптическое (акустическое, наглядное графопластическое);

В проектной работе дизайнера акцент делается на графопластической форме моделирования.

Моделируя проектное решение, дизайнер неизменно соотносит его с проектным идеалом, культурными нормами, ценностными ориентирами и оценочными критериями. В проектном моделировании (также как и в процессе проектирования) неизменно сохраняется единообразная, унифицированная, трехступенчатая стратегия,предопределяющая соответствующее творческое содержание дизайн-процесса. Трехступенчатая общая стратегия дизайн-процесса формирует его творческое содержание как триединое: смысло-структурно-формообразующее (схема).

По Б. Г. Бархину - проектная стратегия охватывает «подготовительный этап (творческий поиск) и творческую разработку»; по ВЛ.Глазычеву - это движение «от функции к конструкции и форме» с этапами «проектная идея», «генеральное решение-проект», по Е. Н. Лазареву - это «форэскиз - предложение- проект».По ЕСКД - «эскизный проект - технический проект - рабочий проект»),

С позиции методистов ВНИИТЭ, содержание дизайн-процесса формируется фазами: проектирование, исследование, критика. По Дж. К. Джонсону процесс проектирования последовательно проходит стадии: «анализа (дивергенции) - синтеза (трансформации) - и оценки (конвергенции)»,т. е., декомпозиции задачи-трансформации элементов (синтеза решения) и контрольно- оценочную стадию, на которой автором рассматриваются последствия проектного синтеза.

Исходя из характера формируемых свойств объекта, структура дизайн-процесса охватывает «функциональное, технологическое и морфологическое проектирование», а движение проектной мысли идет по линии: «функция (аксиология, общественная ценность вещи) - структура (морфология) - и форма (композиция)». На этом пути формируется оптимальное проектное реше­ние, совершенное с утилитарно-функциональной, конструктивно - технологической и эстетической точек зрения. Тем самым, при согласованном решении разноплановых задач обеспечивается целостность и результативность дизайн - процесса. При этом «аналитический (познавательный) аспекты творчества в совокупности

Близкое по содержанию определение стратегии и творческой сути дизайн-процесса исходит от ВНИИТЭ: «смыслообразование –структурообразование - формообразование» (поз. 10). Это наиболее распространенное ныне и весьма емкое содержательное определение.

 

Художественно-образное моделирование

 

Основной метод дизайна определяется как «художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования».

Одним из главных принципов дизайна является системный подход к проектированию, заключающийся в рассмотрении объекта (объектов) дизайн-проектирования не изолированно, а в системе «человек­предмет­среда». Из этого принципа следуют закономерности связи формы и содержания, структуры и функции объекта дизайна.

В процессе дизайна образная идея всесторонне обдумывается: она конкретизируется, проверяется на уместность и своевременность в сложившейся ситуации — именно это и придает свободному образу, фантому реальную социально-культурную осмысленность. Происходит ее материализация — сначала в виде проекта, разработки его с помощью приемов композиционного формообразования, а потом — и самой новой вещи, нового элемента предметного мира.

Еще древний философ Платон полагал, что где-то «в умном месте» существуют идеи всех вещей, какие только могут возникнуть в этом мире, в котором они воплощаются по мере надобности. А материализуются они в сегодняшней действительности через сознание проектировщика.

Художественно-образное моделирование,в отличие от логического, основывается не на рациональном, беспристрастном и последовательном учете всех необходимых факторов, а прежде всего на эмоциональном, интуитивном и целостном видении конечного результата творчества. Профессиональная интуиция дизайнера, конечно, должна быть поддержана его культурным кругозором и опытом активной проектной практики — без этого она останется неразвитой. Дизайнер силой своего воображения моделирует ситуацию потребления создаваемого им объекта, характер и тип самого потребителя (адресата), его ожидания, связанные с проектируемым объектом, и т. д. Успеху этой операции способствует методика образного подхода, содержащая эвристический потенциал.

Художественно-образное моделирование дизайн-проекта происходит не в мастерских и не на компьютере, оно разворачивается в сознании дизайнера — в его фантазии, его воображении, совмещающем в себе энергию созидания нового с интуицией предвиденья и способностью отражать и систематизировать наблюдаемое.

В дизайне сложилось естественное разделение на инновационное и аналоговое проектирование. Между двумя этими профессиональными установками (возникшими по объективной необходимости или в силу дарованных природой возможностей) есть принципиальное различие в методе работы (табл. 1).

Таблица 1 - Принципиальное различие логики инновационного и аналогового проектирования

 

Аналоговое проектирование (решение задачи) Инновационное проектирование (разрешение проблемы)
Неопределенная ситуация сводится к определенной, имеющей известное решение   Определенная ситуация при расширении ее контекста (при включении в нее новых обстоятельств, точек зрения и т. п.) освобождается от готовых решений
Находятся аналоги, прототипы решения сходной задачи   Ситуация становится неопределенной, открытой, обладающей широким веером возможных разрешений
Проверяется возможность перенесения найденных решений на проектируемый объект   Выбранное решение конкретизируется, проверяются его уместность и своевременность в данной социокультурной ситуации, рассматриваются практическая возможность воплощения, соответствие уровню развития технологий, допустимым финансовым затратам и т. д.
В проектном предложении минимально трансформируются знакомые решения сходной задачи В проектном предложении содержится неожиданное и на первый взгляд парадоксальное разрешение проблемы
Прототипический подход («мост») Проблематизирующий подход («переправа»)

 

Факторы композиционного формообразования