Лекция 9.
IV. Список использованной литературы
1. А.М.Архангельский и др.Бактериологическое оружие и защита от него. Москва, “Воениздат”, 1971.
2. Горелов Л.И. и другие. Гражданская оборона. Москва, “Просвещение”, 1969.
3. Грабовой И.Д. Современное оружие и защита от него. Москва, “ДОСААФ”, 1984.
4. Гражданская оборона. Под редакцией Е.П.Шубина. Москва, “Просвещение”, 1991.
5. Демиденко Г. П. и др. Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения. Справочник. Киев, Вища школа, 1987.
6. Закон Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. “О гражданской обороне”.
7. Наставление по организации и ведению ГО в городском районе (городе) и на промышленном объекте народного хозяйства. Москва, “Воениздат”, 1976 .
8. Наставление по организации и ведению ГО в районе (сельском) и на сельскохозяйственном объекте народного хозяйства. Москва, “Воениздат”, 1977 .
9. Наставление по применению и действиям невоенизированных формирований ГО. Москва, “Воениздат”, 1979 г.
10. Постник М. И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Минск, “Вышэйшая школа”, 2003.
Ст. преподаватель Е.А. Шахов
ПР № 6
…
…
ПР № 2
![]() | |||
![]() | |||
ИП
ПР № 1
![]() | |||
![]() |
Основные понятия системного анализа.
Принципы и структура системного анализа.
Основные понятия системного анализа
Проблема –возникшее противоречие между реальным и желаемым состоянием системы, которое необходимо разрешить.
Проблематика -совокупность проблем, возникающих в соседних объектах при решении проблем исследуемого объекта. Исследование всякой проблемы следует начинать с ее расширения до проблематики. Необходимо определить и рассмотреть проблемы, существенно связанные с исследуемой, без учета которых она не может быть решена.
Для коммерческих организаций (в какой-то мере и для некоммерческих) можно рассматривать три базовых круга проблематики:
• внутренняя среда (подразделения организации):
• бизнес-окружение:
• внешняя среда.
Для оценки влияния решения наших проблем на другие заинтересованные объекты можно построить матрицу проблематики, включающую перечень заинтересованных объектов, вид (выгода или потеря) и степень влияния на них наших решений, их поддержку или противодействие.
Рис. . Круги проблематики
Миссия –основное предназначение организации.
Цели - мысленное предвосхищение результата.
Задачи –детализация целей.
Альтернативы –варианты решения задач.
Генерирование альтернатив –процесс поиска и уточнения вариантов решения задач.
Моделирование –процесс разработки и реализации моделей, описывающих поведение системы.
Есть четыре понятия, составляющие основу теории систем и системного анализа:
- теория систем;
- система;
- системный подход;
- системный анализ.
Теория систем представляет собой область научных знаний, позволяющих изучать поведение, в том числе целенаправленное, систем любой сложности и любого назначения.
Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство при достижении цели.
Системный подход – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы.
Системный подход ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных связей и сведение их в единую теоретическую картину.
Системный анализ - совокупность методологических средств, используемых для исследования процессов подготовки и обоснования управленческих решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера.
Понятие, задачи и этапы системного подхода.
Системный подход используется во всех областях знания, хотя в различных областях он проявляется по-разному.
Так, в технических науках речь идет о системотехнике,
в кибернетике– о системах управления,
в биологии – о биосистемах и их структурных уровнях,
в социологии– о возможностях структурно-функционального подхода,
в медицине – о системном лечении сложных болезней терапевтами широкого профиля (врачами-системщиками).
Понятие системного подхода непосредственно связано с понятием «система».
Потребность в использовании понятия «система» возникла для объектов различной физической природы с древних времен: еще Аристотель обратил внимание на то, что целое (т.е. система) несводимо к сумме частей, его образующих.
Справка
Аристотель (Aristotélçs) (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником платоновской Академии . В 343 был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына Александра ( в последующем - выдающегося полководца .древнего мира Александра Македонского).
Потребность в таком понятии системы возникает в тех случаях, когда невозможно изобразить, представить (например, с помощью математического выражения), а необходимо подчеркнуть, что это будет большим, сложным, не полностью сразу понятным (с неопределенностью) и целым, единым. Например, «солнечная система», «система управления станком», «система кровообращения», «система образования», «информационная система».
Очень хорошо особенности этого термина, такие как: упорядоченность, целостность, наличие определенных закономерностей – проявляются для отображения математических выражений и правил – «система уравнений», «система счисления», «система мер» и т.п. Мы не говорим: «множество дифференциальных уравнений» или «совокупность дифференциальных уравнений» – а именно «система дифференциальных уравнений», чтобы подчеркнуть упорядоченность, целостность, наличие определенных закономерностей.
Интерес к системным представлениям проявляется не только как к удобному обобщающему понятию, но и как к средству постановки задач с большой неопределенностью.