Лекция 9.

IV. Список использованной литературы

1. А.М.Архангельский и др.Бактериологическое оружие и защита от него. Москва, “Воениздат”, 1971.

2. Горелов Л.И. и другие. Гражданская оборона. Москва, “Просвещение”, 1969.

3. Грабовой И.Д. Современное оружие и защита от него. Москва, “ДОСААФ”, 1984.

4. Гражданская оборона. Под редакцией Е.П.Шубина. Москва, “Просвещение”, 1991.

5. Демиденко Г. П. и др. Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения. Справочник. Киев, Вища школа, 1987.

6. Закон Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. “О гражданской обороне”.

7. Наставление по организации и ведению ГО в городском районе (городе) и на промышленном объекте народного хозяйства. Москва, “Воениздат”, 1976 .

8. Наставление по организации и ведению ГО в районе (сельском) и на сельскохозяйственном объекте народного хозяйства. Москва, “Воениздат”, 1977 .

9. Наставление по применению и действиям невоенизированных формирований ГО. Москва, “Воениздат”, 1979 г.

10. Постник М. И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Минск, “Вышэйшая школа”, 2003.

 

Ст. преподаватель Е.А. Шахов

 

 

 

 


ПР № 6

ПР № 2

       
   
 
 


ИП

ПР № 1

       
   
 

 

Основные понятия системного анализа.

Принципы и структура системного анализа.

Основные понятия системного анализа

Проблемавозникшее противоречие между реальным и желаемым состоянием системы, которое необходимо разрешить.

Проблематика -совокупность проблем, возникающих в соседних объектах при решении проблем исследуемого объекта. Исследование всякой проблемы следует начинать с ее расширения до проблематики. Необходимо определить и рассмотреть проблемы, существенно связанные с исследуемой, без учета которых она не может быть решена.
Для коммерческих организаций (в какой-то мере и для некоммерческих) можно рассматривать три базовых круга проблематики:

• внутренняя среда (подразделения организации):
• бизнес-окружение:
• внешняя среда.
Для оценки влияния решения наших проблем на другие заинтересованные объекты можно построить матрицу проблематики, включающую перечень заинтересованных объектов, вид (выгода или потеря) и степень влияния на них наших решений, их поддержку или противодействие.

Рис. . Круги проблематики

Миссияосновное предназначение организации.

Цели - мысленное предвосхищение результата.
Задачидетализация целей.

Альтернативыварианты решения задач.

Генерирование альтернативпроцесс поиска и уточнения вариантов решения задач.

Моделирование процесс разработки и реализации моделей, описывающих поведение системы.

Есть четыре понятия, составляющие основу теории систем и системного анализа:

- теория систем;

- система;

- системный подход;

- системный анализ.

Теория систем представляет собой область научных знаний, позволяющих изучать поведение, в том числе целенаправленное, систем любой сложности и любого назначения.

Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство при достижении цели.

Системный подход – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы.

Системный подход ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных связей и сведение их в единую теоретическую картину.
Системный анализ - совокупность методологических средств, используемых для исследования процессов подготовки и обоснования управленческих решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера.

Понятие, задачи и этапы системного подхода.

Системный подход используется во всех областях знания, хотя в различных областях он проявляется по-разному.

Так, в технических науках речь идет о системотехнике,

в кибернетике– о системах управления,

в биологии – о биосистемах и их структурных уровнях,

в социологии– о возможностях структурно-функционального подхода,

в медицине – о системном лечении сложных болезней терапевтами широкого профиля (врачами-системщиками).

Понятие системного подхода непосредственно связано с понятием «система».
Потребность в использовании понятия «система» возникла для объектов различной физической природы с древних времен: еще Аристотель обратил внимание на то, что целое (т.е. система) несводимо к сумме частей, его образующих.

Справка

Аристотель (Aristotélçs) (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником платоновской Академии . В 343 был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына Александра ( в последующем - выдающегося полководца .древнего мира Александра Македонского).


Потребность в таком понятии системы возникает в тех случаях, когда невозможно изобразить, представить (например, с помощью математического выражения), а необходимо подчеркнуть, что это будет большим, сложным, не полностью сразу понятным (с неопределенностью) и целым, единым. Например, «солнечная система», «система управления станком», «система кровообращения», «система образования», «информационная система».
Очень хорошо особенности этого термина, такие как: упорядоченность, целостность, наличие определенных закономерностей – проявляются для отображения математических выражений и правил – «система уравнений», «система счисления», «система мер» и т.п. Мы не говорим: «множество дифференциальных уравнений» или «совокупность дифференциальных уравнений» – а именно «система дифференциальных уравнений», чтобы подчеркнуть упорядоченность, целостность, наличие определенных закономерностей.
Интерес к системным представлениям проявляется не только как к удобному обобщающему понятию, но и как к средству постановки задач с большой неопределенностью.