Меры международно-правовой защиты военнопленных.

Прежде всего, следует указать на то, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Ответственность за обращение с военнопленными несет это государство.

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в его власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются и должны рассматриваться как серьезные нарушения международного права. В частности, ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами. Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Применение к ним репрессий и актов мести запрещается.

Кроме того, держащее в плену государство должно обращаться одинаково со всеми военнопленными, без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений или любым другим причинам, основанным на аналогичных критериях, за исключением случаев привилегированного режима, который оно может установить для военнопленных по состоянию здоровья, по их возрасту или квалификации.

Положениями Конвенции установлен порядок получения сведений о военнопленном. Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не должны применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям. Военнопленные, которые не могут дать сведений о своей личности из-за своего физического или психического состояния, должны быть переданы на попечение медицинской службы, а их личность должна быть установлена иными средствами. Допрос военнопленных должен проводиться на языке, понятном для них.

Важнейшими положениями Конвенции следует считать те, которые определяют правила размещения военнопленных и привлечения их к различным работам. Военнопленные должны располагать в той же мере, что и местное гражданское население, убежищами против воздушных налетов и других опасностей войны. Помещения, предназначенные военнопленным для индивидуального или коллективного пользования, должны быть полностью защищены от сырости, в достаточной мере отапливаться и освещаться, особенно в промежуток времени между наступлением темноты и установленным часом выключения света. Должны приниматься все противопожарные меры. Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных и не допускать потери веса или явлений, связанных с недостатком питания. Следует также считаться с привычным для пленных режимом питания. Держащее в плену государство должно снабжать работающих военнопленных необходимым дополнительным питанием в соответствии с работой, которую они выполняют. Одежда, белье и обувь должны выдаваться военнопленным в достаточном количестве. При этом должны учитываться климатические условия местности, в которой находятся военнопленные. Форменная одежда неприятельских армий, захваченная держащим в плену государством, может быть использована для обмундирования военнопленных, если она соответствует климатическим условиям. Кроме того, работающие военнопленные должны получать соответствующую одежду везде, где этого требует род их работы. Держащее в плену государство обязано принимать все меры гигиены, необходимые для обеспечения чистоты и благоприятные для состоянии лагерей и для предупреждения возникновения эпидемий. Военнопленные должны располагать днем и ночью санитарными установками, отвечающими правилам гигиены и содержащимися в постоянной чистоте. Во всех лагерях, в которых помещаются женщины-военнопленные, для них должны предоставляться отдельные санитарные установки. Каждый лагерь для размещения военнопленных должен иметь соответствующий лазарет, где военнопленные могут получать помощь, в которой они могут нуждаться, и где им будет предоставлен необходимый режим питания. В случае надобности должны быть организованы изоляторы для заразных и душевнобольных.

Держащее в плену государство может использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей, в частности, для того, чтобы поддерживать их в хорошем физическом и моральном состоянии. Кроме работ по управлению, оборудованию и содержанию в порядке своего лагеря военнопленные могут быть привлечены в принудительном порядке только к работам, относящимся к нижеперечисленным категориям:

а) сельское хозяйство;

б) добывающие или обрабатывающие отрасли промышленности, за исключением металлургической, машиностроительной и химической промышленности, а также общественных работ и строительства, носящих военный характер или имеющих военные цели;

в) работы на транспорте или погрузочно-разгрузочные работы, не имеющие военного характера или назначения;

г) торговая деятельность, искусство или ремесло;

д) работы по домашнему хозяйству;

е) коммунальные услуги, не имеющие военного характера или назначения.

Ни один военнопленный не может быть использован на угрожающих здоровью и опасных, а также расцениваемых как унизительные для военнослужащего держащего в плену государства работах, если он не соглашается на это добровольно. Удаление мин или других подобных снарядов должно рассматриваться как опасная работа.

Кроме того, Конвенция регулирует вопросы, касающиеся денежных средств военнопленных, организации сношений военнопленных с внешним миром и взаимоотношении военнопленных с властями, основании и порядка привлечения их к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Нормы современного международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов, определяют меры как общей,так испециальнойправовой защиты гражданского населения и отдельных гражданских лиц от последствий военных действий. Общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам независимо от их возраста, пола, расовой или национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Меры специальной защиты устанавливаются для отдельных категорий гражданских лиц и обусловлены либо их повышенной уязвимостью в условиях войны (женщины, дети, раненые и больные), либо спецификой тех профессиональных функций, которые выполняют в период вооруженных конфликтов (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т. д.).

В интересах осуществления общей защиты мирного населения нормами IV Женевской конвенции 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г. определены следующие правила:

1) гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений;

2) гражданские лица должны пользоваться защитой, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях;

3) присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должно использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Стороны, находящиеся в конфликте, не должны направлять передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для достижения подобных целей.

Меры специальной международно-правовой защитыпредусматривают осуществление следующих действий. Любая находящаяся в конфликте сторона может обратиться к неприятельской стороне (через нейтральное государство или международные гуманитарные организации) с предложением о создании в районах, где идут бои, нейтрализованных зон, предназначенных для защиты от связанных с боями опасностей больных и раненых комбатантов и некомбатантов. Кроме того, находящиеся в конфликте стороны могут заключать местные соглашения об эвакуации из осажденной или окруженной зоны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей и рожениц и о пропуске в эту зону служителей культа всех вероисповеданий, санитарного персонала и санитарного имущества. Каждая из воюющих сторон по взаимной договоренности должна предоставлять свободный пропуск всех посылок с медицинскими и санитарными материалами, а также предметами, необходимыми для религиозных культов, предназначаемых только для гражданского населения другой стороны, даже если последняя является неприятелем. Она также должна разрешить свободный пропуск всех посылок с необходимыми продуктами питания, носильными вещами и укрепляющими средствами, предназначенными для детей до 15 лет, беременных женщин и рожениц. Более того, находящиеся в конфликте стороны обязаны принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены самим себе и чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитание. Их воспитание, если это возможно, должно быть поручено людям тех же культурных традиций.

Конвенция установила особые правила поведения личного состава вооруженных сил на оккупированных ею территориях. Оккупирующее государство не имеет права принуждать попавшее в его распоряжение местное население служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. Всякое давление или пропаганда в пользу добровольного поступления в армию воспрещается. Оккупирующее государство может направить на принудительные работы только лиц, достигших 18-летнего возраста, и только на работы, необходимые либо для нужд оккупационной армии, либо связанные коммунальными предприятиями, обеспечением населения занятой местности питанием, жилищем, одеждой, транспортом и услугами здравоохранения. Гражданское население оккупированной территории нельзя заставлять выполнять работы, вынуждающие прямо или косвенно участвовать в военных операциях.

Важными являются положения Конвенции, устанавливающие обязанности оккупирующего государства поддерживать необходимые прожиточный уровень и санитарно-гигиеническое состояние местного населения. Оккупирующая сторона обязана при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами. Она должна, в частности, ввозить необходимые съестные припасы, санитарные материалы и другие предметы в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующее государство обязано при помощи всех имеющихся у него средств обеспечить и поддерживать при содействии национальных и местных властей деятельность санитарных и больничных учреждений и служб, здравоохранение и общественную гигиену на оккупированной территории, в частности, принимая и применяя профилактические и превентивные меры, необходимые для борьбы с распространением заразных заболеваний и эпидемий. Санитарному персоналу всех категорий должно быть разрешено выполнять свои обязанности. Оккупирующая сторона может реквизировать гражданские больницы лишь временно и только в случае крайней необходимости для ухода за ранеными и больными военнослужащими и при условии, что будут своевременно приняты надлежащие меры для обеспечения лечения и ухода за больными, находящимися в этих больницах, и для обеспечения нужд гражданского населения в больничном лечении.

И, наконец, Конвенция содержит требования по обеспечению на оккупированной территории должного правопорядка. В соответствии с ее нормами уголовное законодательство оккупированной территории остается в силе, за исключением случаев, когда оно может быть отменено или приостановлено оккупирующим государством, если это законодательство представляет собой угрозу безопасности оккупирующей стороны или препятствует применению настоящей Конвенции. Судебные органы оккупированной территории должны продолжать исполнять свои функции при всех правонарушениях, предусмотренных этим законодательством.

Таким образом, мирное население, оказавшееся в районе боевых действий или на оккупированной территории, находится под защитой международного права. К числу международно-правовых мер защиты военнослужащих и мирных граждан относятся определенные конвенциями запрещенные средства и методы ведения военных действий.

Заключительная часть

 

Подводя итог сказанному, следует отметить, что современное международное гуманитарное право включает нормы, направленные на определение правового положения участников вооруженных конфликтов, запрещение или ограничение методов и средств ведения военных действий, а также обязательства воюющих сторон придерживаться правил гуманного обращения с гражданским населением, ранеными, больными, военнопленными.

 

Список использованной литературы:

 

1. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М., 2001. Гл. 16.

2. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. – М. 2001. Гл. 13.

3. Международное публичное право: Учебник. / Под ред. К.А. Бекяшева. – М., 2003. Гл. 22.

4. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколов к ним. – М., 2003.

5. Котляров И.И. Международное право и вооруженные конфликты. Монография. – М., 2003.

6. Гассер Х.П. Международное гуманитарное право. – М., 1995.

7. Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высших военных учебных заведений / Отв. ред. В.А. Карташкин. – М., 2001.

8. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. – М., 1999.

9. Международное право. Ведение военных действий: Сборник Гаагских и иных международных документов. – М., 2004.

10. Грицаев С.А. Международная уголовная ответственность физических лиц. История и современность. Учебное пособие. – Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России. – 88 с.