Вопрос №2. Международно-правовая регламентация начала и окончания войны.

Обычаи войны, сложившиеся в древности, устанавливали, что началу военных действий должно предшествовать формальное объявление войны. В последующем эта норма была закреплена в договорном порядке. Так, в Конвенции об открытии военных действий от 5 октября 1907 г. закреплено, что “Договаривающиеся Державы признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны” (ст. 1).

Кроме того, о состоянии войны должны быть незамедлительно оповещены нейтральные державы. Состояние войны будет иметь для них действительную силу после получения оповещения. Правда, в Конвенции не содержится конкретных норм, устанавливающих определенный промежуток времени между ее объявлением и началом. А это имеет принципиальное значение в том отношении, что государства, имея определенное время после объявления войны до открытия военных действий, могли бы предпринять все имеющиеся у них, возможно, еще не использованные меры для предупреждения вооруженного столкновения.

С началом войны для всех воюющих сторон наступают следующие правовые последствия:

1. прекращаются дипломатические и консульские отношения, при этом их персоналу обеспечивается защита и возможность беспрепятственно покинуть территорию противника;

2. прекращаются и запрещаются экономические, торговые финансовые, отношения и сделки с юридическими и физическими лицами противника;

3. утрачивают силу все двухсторонние договоры между воюющими, а также некоторые многосторонние договоры приостанавливают свои действия (например, по вопросам транспорта);

4. конфискуется собственность, принадлежащая вражескому государству или лицам, принадлежащим к нему (например, торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприятельских портах, могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от принадлежности – государству, частным компаниям или лицам);

5. к гражданам неприятельского государства может быть применен специальный режим (например, ограничение в перемещении, принудительное поселение в отведенных властями местах);

6. обязанность воюющих сторон учитывать интересы нейтральных и других, не воюющих государств.

Отсутствие связи в некоторой степени может быть восполнено действиями посредников.

В соответствии с первым Дополнительным протоколом 1977 г. с начала вооруженного конфликта применяется система Держав-покровительниц, которыми могут стать не участвующие в конфликте государства, назначенные и признанные воюющими сторонами. На Державы-покровительницы возлагается обязанность охранять интересы этих сторон. В случае не решения вопроса назначения и признания таких Держав-покровительниц соответствующие обязанности может принять на себя Международный Комитет Красного Креста или другие беспристрастные организации. К такой организации Конвенция применяет термин «субститут».

Важное значение для международно-правовой регламентации ведения войны имеет определение театра войны, т.е. сухопутной, водной, воздушной территории воюющих сторон, а также космическое пространство, воды мирового океана за пределами территориальных вод прибрежного государства и воздушное пространство над ними, в пределах которых воюющие фактически ведут или могут вести военные действия.

При этом, не могут считаться театром войны, а следовательно, и объектом нападения и уничтожения:

1. санитарные зоны и местности, имеющие отличительные элементы (знаки) для ограждения от действий войны раненых, больных, медицинский персонал для ухода за ними, военнопленных, культурные ценности, районы расположения АЭС, дамбы, плотины;

2. зоны Суэцкого и панамского каналов, архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Антарктика, Луна и другие небесные тела;

3. сухопутная, водная и воздушная территория нейтральных и других невоюющих государств.

Вместе с тем если одна из воюющих сторон введет свои Вооруженные Силы в районы, исключенные из театра войны, то другая воюющая сторона будет вправе считать такие районы театром войны.

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий является перемирие и капитуляция.

Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта.

Различают два перемирия: местное и общее.

Местное перемирие предназначено для приостановления военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненных и больных, погребение мертвых, посылка парламентеров.

При общем перемирии военные действия прекращаются на всем театре военных действий и при определенных обстоятельствах способно привести к прекращению войны (в Корее -1953, Алжир - 1962, Вьетнаме - 1973).

Капитуляция– прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается формального равенства с победителем. Нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такого указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные ответные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны является заключение мирного договора. Также состояние войны может прекратиться путем: принятия односторонней декларации (например, СССР прекратил состояние войны с Германией, приняв Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г.) или заключения двусторонней декларации (например, между СССР и Японией от 19 октября 1956 г.).

Таким образом, начало войны имеет крайне негативные последствия для межгосударственных отношений воюющего, а окончание войны является решающим фактором для развития послевоенных отношений.