Решение конфликов.

Регуляция эмоционального состояния детей и вожатых.

В лагере вожатый и дети часто попадают в ситуацию фрустрации (незавершённая мотивация), в ответ на которую рождается агрессия. Если дети оказались в такой ситуации, то вожатому нужно снять агрессию, чтобы выпустить пар и не провоцировать конфликтные ситуации (если дети были в нормальном состоянии, а вы провели аналогичные дела, то к вечеру ждите бои подушками, так как дети перевоздудятся):

· Выплеск эмоций через физическую нагрузку: смятие бумаги, боксирование подушки, пробежка, дискотека, уборка, передвижение мебели, субботник, зарница.

· Выплеск эмоций через творчество: чтение кровавого романа, просмотр аналогичного фильма, сочинение и рассказ историй страшилок

· Выплеск эмоций через горло: кричалки, громкое пение, активно поддерживать свою команду в качестве болельщиков, разговор с друзьями.

· Регуляция организма: купание, холодный душ, правильное дыхание (вдох на счёт 1-5, задержка дыхания на счёт 6-15, выдох на счёт 16-50)

Конфликты помимо негативного несут и положительные моменты: они нарушают застой, ведут к переменам в ситуации и в людях, открывают новые возможности во взаимоотношениях. Если в отряде назревает конфликт, то не надо пытаться сгладить ситуацию и загонять конфликт внутрь. Надо вывести конфликт наружу, обострить его (либо в экстремальной ситуации – поход, полигонка, либо за столом переговоров) и затем решить его.

1. Обсуждение конфликтной ситуации с поиском путей выхода из конфликта:

Надо, чтобы все дети выразили своё отношение к ситуации в отряде, выплеснули свои эмоции. Можно провести беседу наедине с участниками конфликта. В отряде можно провести «Огонёк - незаконченное предложение»:

· Мне кажется, что в этой ситуации главным является...

· Меня в этой ситуации больше всего смущает...

· Оказавшись участником данной ситуации, я испытываю следующие чувства...

· На месте вожатого (конфликтующих) я бы...

· У меня уже была похожая ситуация когда...

· Я бы хотел чтобы ситуация разрешилась следующим образом...

При этом позиция вожатого такова:

· Не вставать на точку зрения ни одной из конфликтующих сторон.

· Следить за корректностью высказываний, не допускать оскорблений и осуждения человека (можно осуждать только конкретные поступки). Для этого самому использовать и следить, чтобы использовали дети Я-сообщение (озвучивание своих чувств) и Ты-сообщение (озвучивание предполагаемых чувств собеседника).

· Задавать такую атмосферу разговора, чтобы у ребят возникало желание понять другого и эффективно разрешить конфликтную ситуацию (стратегия сотрудничества, а не, соперничество приспособление, уход или компромисс).

2. Вывести отряд на положительные эмоции:

1. Арттерапия:

· Рисуем левой рукой под соответствующую музыку красками на бумаге три части (проблему, страх, надежду); проблему и страх сжигаем, надежду оставляем. Или рисуем тёмный тревожный рисунок, а потом (когда высохнет) перерисовываем его светлыми красками.

· Групповая картина (передаём по кругу и дорисовываем). Общий рисунок (объединяем рисунки по 2, 4, 8,16 человек и все вместе).

2. Игротерапия:

· Театр-экспромт. Написать сценку с ситуацией конфликта, похожей на отрядную, но утрированную и с другими персонажами, и разыграть её. Потом предлагаем ребятам переиграть конец истории, то есть в игре найти выход из конфликта.

· Киностудия. Каждая группа выбирает свой жанр и разыгрывает существующую в отряде проблему в нём, и находит свой выход из конфликта.

3. Переживание успеха всем отрядом:

· Хорошо подготовиться к общелагерному делу, чтобы победить в нём.

· Сделать значимое для всего лагеря дело.