Эвакуационные комиссии
Для организации проведения эвакуационных мероприятий в мирное и военное время республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами (далее – государственные органы и организации), другими организациями создаются эвакуационные комиссии по структуре согласно приложению.
Основными задачами эвакуационных комиссий являются:
- организация разработки и корректировки планов эвакуации;
- организация и всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий;
- организация и обеспечение своевременной и качественной подготовки соответствующих групп эвакуационных комиссий;
- организация и обеспечение подготовки и проведения эвакуационных мероприятий.
В ходе планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий эвакуационными комиссиями могут решаться и другие задачи, обеспечивающие их проведение.
В состав эвакуационной комиссии входят руководители (заместители руководителей) соответствующих структурных подразделений государственных органов и организаций, других организаций.
Рабочим органом эвакуационной комиссии является структурное подразделение (отдел, сектор, отдельный работник) государственного органа и организации, другой организации, обеспечивающее выполнение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель руководителя государственного органа и организации, другой организации.
Численность персонала эвакуационной комиссии определяется соответствующим начальником гражданской обороны исходя из объемов планируемых эвакуационных мероприятий.
Численность и состав эвакуационной комиссии государственного органа, организации, другой организации определяются ее руководителем с учетом количества подведомственных объектов, численности подлежащего временному отселению населения и объемов эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей.
Эвакуационная комиссия местного исполнительного и распорядительного органа, как правило, состоит из групп:
сбора и отправки отселяемого населения в безопасные районы для регистрации, доведения информации и отправки населения в безопасные районы;
эвакуации материальных и историко-культурных ценностей для уточнения объемов эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей, их учета и размещения в безопасных районах;
оповещения, связи и взаимодействия для обеспечения передачи, получения и обмена информацией в ходе проведения эвакуационных мероприятий;
управления на маршрутах эвакуации и охраны общественного порядка для обеспечения сопровождения отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей на маршрутах эвакуации;
транспортного обеспечения для осуществления перевозок пассажиров и грузов в безопасные районы;
медицинского обеспечения для обеспечения своевременногооказаниямедицинской помощи отселяемому населению и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
приема отселяемого населения для обеспечения приема, размещения и создания условий жизнеобеспечения отселяемому населению в безопасных районах.
Эвакуационная комиссия организации, как правило, включает группы:
сбора и отправки отселяемого персонала в безопасные районы для регистрации, доведения информации и отправки подлежащего временному отселению персонала организации к местам сбора;
эвакуации материальных и историко-культурных ценностей для уточнения объемов эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей, их учета и передачи в установленном порядке соответствующим группам эвакуационных комиссий административно-территориальных единиц для размещения в безопасных районах;
оповещения, связи и взаимодействия для организации передачи, получения и обмена информацией в ходе организации проведения эвакуационных мероприятий;
транспортного обеспечения для организации и осуществления перевозок работников организации, соответствующих материальных и историко-культурных ценностей к местам сбора, а также, по возможности, непосредственно в безопасные районы;
медицинского обеспечения для организации своевременногооказаниямедицинской помощи отселяемому персоналу организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Количество групп сбора и отправки отселяемого населения в безопасные районы, а также групп приема отселяемого населения в безопасных районах определяется численностью отселяемого населения (персонала) из расчета, как правило, одна на 2000 человек.
Размещение групп сбора и отправки отселяемого населения (персонала) в безопасные районы, а также групп приема отселяемого населения в безопасных районах предусматривается, как правило, на базе школ, клубов, других общественных и административных зданий, обеспечивающих временное размещение населения при любых погодных условиях.
В состав групп эвакуационных комиссий назначаются руководители соответствующих структурных подразделений администраций районов, а также представители военных комиссариатов и органов управления по чрезвычайным ситуациям (органов управления гражданской обороной). Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных комиссий не включаются.
3.1.Сбор и отправка отселяемого населения
(персонала) в безопасные районы
Сбор и отправка подлежащего отселению населения является одним из наиболее важных участков работы при организации и проведении эвакуационных мероприятий, требующих четкой и слаженной работы всех заинтересованных.
Проведение мероприятий по планированию, организации и проведению указанных мероприятий возлагается на группы сбора и отправки отселяемого населения (персонала) в безопасные районы соответствующих уровней.
Группа сбора и отправки отселяемого населения (персонала) в безопасные районы создается в целях выполнения следующих основных мероприятий:
планирование, организация учета, регистрации и отправки (в случае возникновения чрезвычайной ситуации) подлежащего временному отселению населения в безопасные районы;
учет транспортных средств, предусматриваемых для перевозок населения в безопасные районы (по согласованию с органами военного управления);
обеспечение укрытия временно отселяемого населения в защитных сооружениях при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в месте сбора;
формирование колонн для организации посадки временно отселяемого населения на транспорт;
оказание медицинской помощи временно отселяемому населению в местах сбора;
обеспечение поддержания общественного порядка в местах сбора.
Для сбора, учета и организованной отправки временно отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы на базе организаций, местных исполнительных и распорядительных органов предусматриваются места сбора.
Места сбора, как правило, организуются вблизи мест посадки на транспорт и обеспечиваются необходимыми средствами связи.
Каждому месту сбора присваивается номер, за ним закрепляются установленное количество населения, необходимые объемы подлежащих эвакуации материальных и историко-культурных ценностей, транспортные средства для их вывоза в безопасные районы, а также расположенные вблизи защитные сооружения.
В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия в места сбора предусматривается организация питания и снабжение питьевой водой.
Для этих целей могут быть использованы стационарные пункты общественного питания столовые, кафе и др., а при их отсутствии подвижные пункты питания.
3.2. Эвакуация материальных и историко-культурных ценностей
Эвакуация материальных и историко-культурных ценностей предусматривает их оперативное перемещение соответствующими транспортными средствами в безопасные районы в целях обеспечения их сохранности.
Планирование, организация и проведение указанных эвакуационных мероприятий осуществляется группами эвакуации материальных и историко-культурных ценностей соответствующих уровней.
Группа эвакуации материальных и историко-культурных ценностей осуществляет выполнение следующих мероприятий:
планирование, организация учета и отправки (в случае возникновения чрезвычайной ситуации) подлежащих эвакуации в безопасные районы материальных и историко-культурных ценностей;
формирование и ведение (по согласованию с заинтересованными) перечня подлежащих эвакуации в безопасные районы материальных и историко-культурных ценностей и обеспечение их эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций;
учет транспортных средств, предусматриваемых для эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы (по согласованию с органами военного управления);
обеспечение отправки материальных и историко-культурных ценностей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в безопасные районы.
Перечень и объемы материальных и историко-культурных ценностей, подлежащих эвакуации в безопасные районы при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций определяется и корректируется заинтересованными в соответствии с законодательством.
К материальным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:
государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы, и базы данных);
производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);
запасы продовольствия, медицинское оборудование организаций здравоохранения, водоснабжения, запасы медицинского имущества и материальных средств, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения населения;
сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;
запасы материальных средств для обеспечения аварийно- спасательных и других неотложных работ.
К культурным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:
культурные ценности мирового значения;
документы библиотечного фонда Республики Беларусь;
культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Республики Беларусь;
культурные ценности областей и г.Минска;
электронные информационные ресурсы на жестких носителях.
Особо ценные документы подлежат эвакуации (укрытию) в установленном законодательством порядке.
Основанием для отнесения к материальным и историко-культурным ценностям, а также к особо ценным документам является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами.
3.3. Организация оповещения, связи и взаимодействия
Организация оповещения, связи и взаимодействия при подготовке и проведении эвакуационных мероприятий требует слаженной и взаимосвязанной работы заинтересованных организаций различной ведомственной принадлежности.
Выполнение основных функций по планированию, организации и обеспечению оповещения, связи и взаимодействия осуществляется группами оповещения, связи и взаимодействия соответствующих эвакуационных комиссий.
Группа оповещения, связи и взаимодействия осуществляет выполнение следующих мероприятий:
планирование и организация оповещения соответствующих руководителей об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
информирование заинтересованных об обстановке;
организация и обеспечение обмена информацией с вышестоящими эвакуационными комиссиями, соответствующими группами эвакуационных комиссий в безопасных районах, органами управления по чрезвычайным ситуациям (в военное время – в том числе с органами управления гражданской обороны), военными комиссариатами (в военное время – в том числе с органами военного управления), охраны общественного порядка, другими заинтересованными;
подготовка необходимой оперативной информации (докладов, специальных донесений) о ходе проведения эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
иные мероприятия в соответствии с возложенными задачами.
3.4. Управление на маршрутах эвакуации
Обеспечение оперативного перемещения подлежащих временному отселению населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы по наиболее безопасным направлениям в значительной мере зависит от планирования, подготовки и поддержания в готовности к использованию по предназначению соответствующих маршрутов эвакуации.
Особенности управления перемещением временно отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы определяются и учитываются в соответствующих планирующих документах, разрабатываемых группами управления на маршрутах эвакуации
Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации являются:
планирование, подготовка и поддержание маршрута эвакуации в состоянии, обеспечивающем проведение эвакуационных мероприятий;
организованная отправка и сопровождение временно отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей в ходе перемещения в безопасные районы при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
поддержание порядка и обеспечение управления на маршрутах эвакуации;
ведение радиационной и химической разведки на маршруте эвакуации;
обеспечение оказание медицинской помощи временно отселяемому населению в пути следования.
3.5. Прием и размещение отселяемого населения
в безопасных районах
Организация приема и размещения населения, материальных и историко-культурных ценностей в безопасных районах является неотъемлемой частью планирования и осуществления эвакуационных мероприятий, обеспечивающих их защиту от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и создание соответствующих условий жизнедеятельности.
Основными задачами групп приема и размещения отселяемого населения в безопасных районах являются:
заблаговременное определение, планирование, подготовка и обеспечение поддержания в готовности к использованию по предназначению безопасных районов и мест размещения временно отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей;
прием и учет временно отселенного населения, эвакуированных материальных и историко-культурных ценностей;
обеспечение размещения и создание необходимых условий населения в безопасных районах.
III. Заключение
Проведение временного отселения населения является действенным способом защиты населения в ЧС мирного времени и, особенно, в военное время.
Его эффективность зависит от многих факторов, например, таких как:
- компетентность руководящего состава ГСЧСиГО;
- обученность состава эвакомиссий;
- материально-техническое обеспечение эвакомероприятий и др.
IV. Список использованной литературы
1. Положение о порядке временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.2008 № 610).
2. Методическое руководство МЧС по организации и проведению временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы.
Ст. преподаватель Е.А. Шахов
Приложения 1 - 3
Приложение 1