Эвакуационные комиссии

Для организации проведения эвакуационных мероприятий в мирное и военное время республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами (далее – государственные органы и организации), другими организациями создаются эвакуационные комиссии по структуре согласно приложению.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

- организация разработки и корректировки планов эвакуации;

- организация и всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий;

- организация и обеспечение своевременной и качественной подготовки соответствующих групп эвакуационных комиссий;

- организация и обеспечение подготовки и проведения эвакуационных мероприятий.

В ходе планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий эвакуационными комиссиями могут решаться и другие задачи, обеспечивающие их проведение.

В состав эвакуационной комиссии входят руководители (заместители руководителей) соответствующих структурных подразделений государственных органов и организаций, других организаций.

Рабочим органом эвакуационной комиссии является структурное подразделение (отдел, сектор, отдельный работник) государственного органа и организации, другой организации, обеспечивающее выполнение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель руководителя государственного органа и организации, другой организации.

Численность персонала эвакуационной комиссии определяется соответствующим начальником гражданской обороны исходя из объемов планируемых эвакуационных мероприятий.

Численность и состав эвакуационной комиссии государственного органа, организации, другой организации определяются ее руководителем с учетом количества подведомственных объектов, численности подлежащего временному отселению населения и объемов эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей.

Эвакуационная комиссия местного исполнительного и распорядительного органа, как правило, состоит из групп:

сбора и отправки отселяемого населения в безопасные районы для регистрации, доведения информации и отправки населения в безопасные районы;

эвакуации материальных и историко-культурных ценностей для уточнения объемов эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей, их учета и размещения в безопасных районах;

оповещения, связи и взаимодействия для обеспечения передачи, получения и обмена информацией в ходе проведения эвакуационных мероприятий;

управления на маршрутах эвакуации и охраны общественного порядка для обеспечения сопровождения отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей на маршрутах эвакуации;

транспортного обеспечения для осуществления перевозок пассажиров и грузов в безопасные районы;

медицинского обеспечения для обеспечения своевременногооказаниямедицинской помощи отселяемому населению и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

приема отселяемого населения для обеспечения приема, размещения и создания условий жизнеобеспечения отселяемому населению в безопасных районах.

Эвакуационная комиссия организации, как правило, включает группы:

сбора и отправки отселяемого персонала в безопасные районы для регистрации, доведения информации и отправки подлежащего временному отселению персонала организации к местам сбора;

эвакуации материальных и историко-культурных ценностей для уточнения объемов эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей, их учета и передачи в установленном порядке соответствующим группам эвакуационных комиссий административно-территориальных единиц для размещения в безопасных районах;

оповещения, связи и взаимодействия для организации передачи, получения и обмена информацией в ходе организации проведения эвакуационных мероприятий;

транспортного обеспечения для организации и осуществления перевозок работников организации, соответствующих материальных и историко-культурных ценностей к местам сбора, а также, по возможности, непосредственно в безопасные районы;

медицинского обеспечения для организации своевременногооказаниямедицинской помощи отселяемому персоналу организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Количество групп сбора и отправки отселяемого населения в безопасные районы, а также групп приема отселяемого населения в безопасных районах определяется численностью отселяемого населения (персонала) из расчета, как правило, одна на 2000 человек.

Размещение групп сбора и отправки отселяемого населения (персонала) в безопасные районы, а также групп приема отселяемого населения в безопасных районах предусматривается, как правило, на базе школ, клубов, других общественных и административных зданий, обеспечивающих временное размещение населения при любых погодных условиях.

В состав групп эвакуационных комиссий назначаются руководители соответствующих структурных подразделений администраций районов, а также представители военных комиссариатов и органов управления по чрезвычайным ситуациям (органов управления гражданской обороной). Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных комиссий не включаются.

3.1.Сбор и отправка отселяемого населения
(персонала) в безопасные районы

Сбор и отправка подлежащего отселению населения является одним из наиболее важных участков работы при организации и проведении эвакуационных мероприятий, требующих четкой и слаженной работы всех заинтересованных.

Проведение мероприятий по планированию, организации и проведению указанных мероприятий возлагается на группы сбора и отправки отселяемого населения (персонала) в безопасные районы соответствующих уровней.

Группа сбора и отправки отселяемого населения (персонала) в безопасные районы создается в целях выполнения следующих основных мероприятий:

планирование, организация учета, регистрации и отправки (в случае возникновения чрезвычайной ситуации) подлежащего временному отселению населения в безопасные районы;

учет транспортных средств, предусматриваемых для перевозок населения в безопасные районы (по согласованию с органами военного управления);

обеспечение укрытия временно отселяемого населения в защитных сооружениях при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в месте сбора;

формирование колонн для организации посадки временно отселяемого населения на транспорт;

оказание медицинской помощи временно отселяемому населению в местах сбора;

обеспечение поддержания общественного порядка в местах сбора.

Для сбора, учета и организованной отправки временно отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы на базе организаций, местных исполнительных и распорядительных органов предусматриваются места сбора.

Места сбора, как правило, организуются вблизи мест посадки на транспорт и обеспечиваются необходимыми средствами связи.

Каждому месту сбора присваивается номер, за ним закрепляются установленное количество населения, необходимые объемы подлежащих эвакуации материальных и историко-культурных ценностей, транспортные средства для их вывоза в безопасные районы, а также расположенные вблизи защитные сооружения.

В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия в места сбора предусматривается организация питания и снабжение питьевой водой.

Для этих целей могут быть использованы стационарные пункты общественного питания столовые, кафе и др., а при их отсутствии подвижные пункты питания.

3.2. Эвакуация материальных и историко-культурных ценностей

Эвакуация материальных и историко-культурных ценностей предусматривает их оперативное перемещение соответствующими транспортными средствами в безопасные районы в целях обеспечения их сохранности.

Планирование, организация и проведение указанных эвакуационных мероприятий осуществляется группами эвакуации материальных и историко-культурных ценностей соответствующих уровней.

Группа эвакуации материальных и историко-культурных ценностей осуществляет выполнение следующих мероприятий:

планирование, организация учета и отправки (в случае возникновения чрезвычайной ситуации) подлежащих эвакуации в безопасные районы материальных и историко-культурных ценностей;

формирование и ведение (по согласованию с заинтересованными) перечня подлежащих эвакуации в безопасные районы материальных и историко-культурных ценностей и обеспечение их эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций;

учет транспортных средств, предусматриваемых для эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы (по согласованию с органами военного управления);

обеспечение отправки материальных и историко-культурных ценностей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в безопасные районы.

Перечень и объемы материальных и историко-культурных ценностей, подлежащих эвакуации в безопасные районы при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций определяется и корректируется заинтересованными в соответствии с законодательством.

К материальным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:

государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы, и базы данных);

производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);

запасы продовольствия, медицинское оборудование организаций здравоохранения, водоснабжения, запасы медицинского имущества и материальных средств, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения населения;

сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

запасы материальных средств для обеспечения аварийно- спасательных и других неотложных работ.

К культурным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:

культурные ценности мирового значения;

документы библиотечного фонда Республики Беларусь;

культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Республики Беларусь;

культурные ценности областей и г.Минска;

электронные информационные ресурсы на жестких носителях.

Особо ценные документы подлежат эвакуации (укрытию) в установленном законодательством порядке.

Основанием для отнесения к материальным и историко-культурным ценностям, а также к особо ценным документам является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами.

3.3. Организация оповещения, связи и взаимодействия

Организация оповещения, связи и взаимодействия при подготовке и проведении эвакуационных мероприятий требует слаженной и взаимосвязанной работы заинтересованных организаций различной ведомственной принадлежности.

Выполнение основных функций по планированию, организации и обеспечению оповещения, связи и взаимодействия осуществляется группами оповещения, связи и взаимодействия соответствующих эвакуационных комиссий.

Группа оповещения, связи и взаимодействия осуществляет выполнение следующих мероприятий:

планирование и организация оповещения соответствующих руководителей об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

информирование заинтересованных об обстановке;

организация и обеспечение обмена информацией с вышестоящими эвакуационными комиссиями, соответствующими группами эвакуационных комиссий в безопасных районах, органами управления по чрезвычайным ситуациям (в военное время – в том числе с органами управления гражданской обороны), военными комиссариатами (в военное время – в том числе с органами военного управления), охраны общественного порядка, другими заинтересованными;

подготовка необходимой оперативной информации (докладов, специальных донесений) о ходе проведения эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

иные мероприятия в соответствии с возложенными задачами.

3.4. Управление на маршрутах эвакуации

Обеспечение оперативного перемещения подлежащих временному отселению населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы по наиболее безопасным направлениям в значительной мере зависит от планирования, подготовки и поддержания в готовности к использованию по предназначению соответствующих маршрутов эвакуации.

Особенности управления перемещением временно отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы определяются и учитываются в соответствующих планирующих документах, разрабатываемых группами управления на маршрутах эвакуации

Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации являются:

планирование, подготовка и поддержание маршрута эвакуации в состоянии, обеспечивающем проведение эвакуационных мероприятий;

организованная отправка и сопровождение временно отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей в ходе перемещения в безопасные районы при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

поддержание порядка и обеспечение управления на маршрутах эвакуации;

ведение радиационной и химической разведки на маршруте эвакуации;

обеспечение оказание медицинской помощи временно отселяемому населению в пути следования.

3.5. Прием и размещение отселяемого населения

в безопасных районах

Организация приема и размещения населения, материальных и историко-культурных ценностей в безопасных районах является неотъемлемой частью планирования и осуществления эвакуационных мероприятий, обеспечивающих их защиту от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и создание соответствующих условий жизнедеятельности.

Основными задачами групп приема и размещения отселяемого населения в безопасных районах являются:

заблаговременное определение, планирование, подготовка и обеспечение поддержания в готовности к использованию по предназначению безопасных районов и мест размещения временно отселяемого населения, эвакуируемых материальных и историко-культурных ценностей;

прием и учет временно отселенного населения, эвакуированных материальных и историко-культурных ценностей;

обеспечение размещения и создание необходимых условий населения в безопасных районах.

III. Заключение

Проведение временного отселения населения является действенным способом защиты населения в ЧС мирного времени и, особенно, в военное время.

Его эффективность зависит от многих факторов, например, таких как:

- компетентность руководящего состава ГСЧСиГО;

- обученность состава эвакомиссий;

- материально-техническое обеспечение эвакомероприятий и др.

 

IV. Список использованной литературы

1. Положение о порядке временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.2008 № 610).

2. Методическое руководство МЧС по организации и проведению временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы.

Ст. преподаватель Е.А. Шахов

 

 

 


Приложения 1 - 3

Приложение 1