Этап IV. Анализ результатов моделирования

Этап III. Компьютерный эксперимент

Компьютерная модель.

Знаковая модель.

Прежде чем приступить к процессу моделирования, человек делает предва­рительные наброски чертежей либо схем на бумаге, выводит расчетные форму­лы, т. е. составляет информационную модель в той или иной знаковой форме, которая может быть либо компьютерной, либо некомпьютерной.

Компьютерная модель — это модель, реализованная средствами программной среды.

Существует множество программных комплексов, которые позволяют прово­дить исследование (моделирование) информационных моделей. Каждая программ­ная среда имеет свой инструментарий и позволяет работать с определенными вида­ми информационных объектов.

Человек уже знает, какова будет модель, и использует компьютер для придания ей знаковой формы. Например, для построения геометрических моделей, схем ис­пользуются графические среды, для словесных или табличных описаний — среда текстового редактора.

Чтобы дать жизнь новым конструкторским разработкам, внедрить новые тех­нические решения в производство или проверить новые идеи, нужен эксперимент. В недалеком прошлом такой эксперимент можно было провести либо в лаборатор­ных условиях на специально создаваемых для него установках, либо на натуре, т. е. на настоящем образце изделия, подвергая его всяческим испытаниям.

С развитием вычислительной техники появился новый уникальный метод ис­следования — компьютерный эксперимент. Компьютерный эксперимент включа­ет некоторую последовательность работы с моделью, совокупность целенаправлен­ных действий пользователя над компьютерной моделью.

Конечная цель моделирования — принятие решения, которое должно быть вы­работано на основе всестороннего анализа полученных результатов. Этот этап ре­шающий — либо вы продолжаете исследование, либо заканчиваете. Возможно, вам известен ожидаемый результат, тогда необходимо сравнить полученный и ожидае­мый результаты. В случае совпадения вы сможете принять решение.

Основой для выработки решения служат результаты тестирования и экспери­ментов. Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит, до­пущены ошибки на предыдущих этапах. Это может быть либо слишком упрощен­ное построение информационной модели, либо неудачный выбор метода или среды моделирования, либо нарушение технологических приемов при построении моде­ли. Если такие ошибки выявлены, то требуется корректировка модели, т. е. воз­врат к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока резуль­таты эксперимента не будут отвечать целям моделирования. Главное, надо всегда помнить: выявленная ошибка — тоже результат. Как гово­рит народная мудрость, на ошибках учатся.