Особенности стратегических решений.

Этапы стратегического управления

Формулирование и выбор стратегии предполагают форми­рование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструмен­тарий, включающий количественные методы прогнозирова­ния, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит пред­приятие к достижению поставленных целей. Реализация страте­гии осуществляется через разработку программ, бюджетов и про­цедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и крат­косрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

• цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, что­бы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;

• руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формиру­ет план осуществления стратегии в виде целевых установок;

• в процессе реализации стратегии каждый уровень руковод­ства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помо­щью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

Последовательность взаимосвязанных работ по стратегиче­скому анализу, выбору и реализации стратегии составляет процесс стратегического управления (рисунок 6). Процесс разработки стратегии является итеративным (цикличе­ским). Так, определение и отбор стратегии может происходить на этапе анализа внешней среды, а оценка стратегии потребует дополнительного внешнего анализа. Кроме того, изменение стра­тегии приводит к необходимости мониторинга и ежегодной кор­ректировки стратегических решений и планов.

 

Реализация функций стратегического управления осуществляется посред­ством разработки и принятия стратегических решений. К числу таковых следует отнести все решения, затрагивающие основные стороны деятельности предприятия, ориентированные на перс­пективу и принимаемые в условиях неопределенности.

Стратегические решения имеют ряд отличительных особен­ностей. Главные из них:

• инновационный характер;

• направленность на перспективные цели и возможности;

• сложность формирования при условии, что множество стра­тегических альтернатив неопределенно;

• субъективность оценки;

• необратимость и высокая степень риска.

 

 

1. Формирование видения

 
 


2. Стратегический анализ

2.1. Идентификация миссии/целей

2 2. Анализ внешней среды (выявление возможностей и угроз для предприятия)

2.3. Анализ внутренней среды (определение конкурентных преимуществ)

 
 

 


3 Стратегический выбор

3.1 Формирование стратегических альтернатив

3 2. Оценка стратегий

3.3. Выбор стратегий

 

 

4. Реализация стратегии

4.1. Составление бюджетов и планов

4.2. Проведение организационных изменений

4.3. Наблюдение и контроль

Рисунок 6 - Модель процесса стратегического управления

 

Пример

Выход на новые рынки сбыта является стратегическим ре­шением, которое направлено на перспективные цели, связанные с будущими возможностями; предполагает несколько альтернативных вариантов реализации (работать с посред­никами или самостоятельно, с какими именно посредниками); успех в его реализации зависит от качественной проработки всех взаимосвязанных вопросов. При этом объективно оце­нить целесообразность данного решения до получения кон­кретных результатов не представляется возможным.

Стратегическое управление основано на принятии управлен­ческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе.