Особенности НКФ

И ее роль в развитии европейской философской мысли.

К немецкой классической философии конца ХУ111-Х1Х вв относятся И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах.Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

Понятие "немецкая классическая философия", введенная Ф. Энгельсом, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. - первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Все они в высшей степени оригинальные мыслители, очень различные по своим взглядам, но вместе с тем, они позволяют рассматривать немецкую философию как единое духовное образование.

1. Прежде всего их объединяет сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Философиявыполняла высокую духовную миссию - являлась критической совестью культуры. Философия, считали они, впитывает соки культуры, цивилизации и призвана быть и осуществлять критическую рефлексию. И. Кант, Фихте, Гегель высоко возносят философию и относятся к ней как к строгой, систематической науке, правда, науке специфической по сравнению с естествознанием.

Философия не просто опирается на науку, подчиняясь критериям научности, но и сама дает науке широкие гуманистические ориентации. Они пытались мысленно охватить все глубинные, существенные особенности развития мира, природы, человеческого бытия.

2. Вторая особенность немецкой классической философии заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной, дифференцированной системы дисциплин, идей, понятий.

При этом каждый представитель немецкой классической философии строил свою систему, свое учение о бытии (онтология), о познании (гносеология), о человеке (антропология). Преобладающей тенденцией в этих системах является идеализм.

3. Важным достижением немецкой классической философии явилось убеждение в том, что разгадка сущности человека заключена в его активной, творческой деятельности. Мир человека не является изначальной данностью, он культивируется человеком, приобретая статус мира исторической культуры человека. Без него и вне его существование человека невозможно. Способом реализации культуры, основой ее возникновения и существования является деятельность.

Немецкие философы обосновали творчески активную природу познания, в котором субъект и объект тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя целостное познавательное отношение.

4. Немецкая классическая философия проложила путь новому методу мышления - диалектике, разработало целостную диалектическую концепцию развития. Диалектика, хотя и на идеологической основе, открыла перед человеческой мыслью дотоле неизвестные горизонты. Она внедряла принцип историзма как основу мышления.

Немецкая философия ввела некоторые общие принципы в подходе к проблеме исторического развития. И Кант, и Гегель, несмотря на различие взглядов, к развитию истории подходят рационалистически. Историческое развитие они предполагают исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически,предлагая выделить некоторые закономерности истории, считая законы истории законами "разумности". Вместе с тем немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются идеи, побуждения людей. Им были присущи идеи свободы и гуманизма.

В22 Критическая философия И. Канта. Взгляды И. Канта на мораль и религию.

Иммануил Кант («Критика чистого разума») – родоначальник немецкой классической философии родился в 1724 г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания. Преподавал.

В его творчестве выделяется два периода:

1) «докритический» (до 70-х гг. 18 века) - сфера интересов ограничивается проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными исследованиями. Пытался решать философские проблемы - о бытии, философии природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука.В этот период он развивал идею саморазвития природы. Основное сочинение – «Общая естественная история и теория неба», содержащая гипотезу о возникновении солнечной системы.

2) «критический» (после 70-х гг. 18 века) характеризуется созданием системы критического (трансцендентального) идеализма. На первый план выходят проблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления

Кант пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, который эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей.

Развивая эту критику Кант пытался

1 - выяснить источники различного вида знаний - научного и философского.

2 - выяснить на чем основывается достоверность знаний.

3 - исследовать формы и категории научного мышления...

Познание человека начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что с помощью ощущений человек познает лишь явления (феномены), а сущность вещей (ноумен) остается непознаваемой, т.к. мир бесконечен и всегда находится сущность более глубокого порядка. т. е. ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретического знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещей ,к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Ввс принципиально непознаваемы. Поэтому вещи остаются «вещами-в-себе» и в процессе познания не становятся «вещами-для-нас». В этом состоит агностицизм Канта (агностицизм – это учение, отрицающее познаваемость мира).

Он считает, чтодуховные интересы человека выражаются следующими вопросами:

Что я могу знать? (метафизика, то есть философия)

Что я должен делать? (мораль)

На что я могу надеяться? (религия)

Что такое человек? (антропология)

Эти 4 вопроса представляют собой «скелет» философской системы Канта.

Кант делит все знание на: