Отечественная психотехника в 2O — 30-е гг. ХХ в.

Идеи проектирования и формирования субъектных факторов труда.

Идеи оценки и прогнозирования профессиональной пригодности людей.

Развитие идей учета субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда.

История отечественной психологии труда

Психология труда в России в конце XIX — начале XX вв.

Анализируя состояние психологии труда в России на рубеже XIX — XX вв., Е. А. Климов и О. Г. Носкова выделяют следующие линии ее развития.

1) Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности.

2) Идеи согласованности особенностей человека и техники в сельскохозяйственном труде через специальные процедуры экспертизы сельскохозяйственной техники.

3) Идеи соответствия человека и техники в отечественном воздухоплавании.

4) Технико-психологическое проектирование в системе железнодорожного транспорта.

5) Идеи проектирования режимов и условий труда.

6) Идеи организационно-психологического проектирования.

1) Учет субъективных факторов труда при беспроцедурном подборе человека для работы.

2) Учет субъектных факторов труда с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности человека.

3) Идеи подбора — «приискания» — работы, профессии для человека.

1) Формирование познавательных составляющих профессиональной деятельности, т. е. формирование специального профессионального мышления.

2) Формирование исполнительных составляющих труда.

3) Совершенствование качеств личности работника.

4) Улучшение труда в связи с саморегуляцией работника.

Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В. И. Ленина) Центрального института труда (ЦИТ) во главе с А. К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда (НОТ), где председателем был В. М. Бехтерев.

Интереснейшее достижение того периода — «тектология», созданная А.А. Богдановым. Тектология — это «учение о строительстве», которое стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом и выявляет самые общие организационные закономерности.

К 1923 г. в Советской России было около 60 организаций, так или иначе изучающих проблемы труда.

С 1928 г. в СССР начал выходить журнал «Психотехника и пси-хофизиология», который в 1932 г. был переименован в «Советскую психотехнику».

С 1928 г. началась активная подготовка психотехников на базе педагогического факультета Второго МГУ.

Уже в 1930 г. на VI Международной конференции психотехников в Барселоне президентом Международной психотехнической ассоциации был избран Исаак Нафтулович Шпильрейн;

Наиболее выдающиеся советские психотехники 20—30-х гг.:

И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн, А. П. Болтунов и А. И. Щербаков, В. В. Чебышева. А. Ф. Журавский, Н.А. Бернштейн, Н. М Щелованов. С. Г. Струмилин, Б. М. Теплов.

Особую роль в развитии советской психотехники сыграл А. К Гастев (с 1921 г. — директор Центрального института труда), разработавший оригинальную систему научной организации труда (НОТ).

С 1930 г. психотехника стала подвергаться критике. 7 апреля 1930 г. было принято «Положение об исправительно-трудовых лагерях», согласно которому все тюрьмы превращались в «трудовые фабрики», а фактически извращалась сама идея свободного труда. Все это — пример того, что невозможно оценивать развитие психотехники (как и многих других наук) вне социально-политического контекста (многие об этом сейчас забывают, изображая из себя «чистых специалистов»).