Методы изучения истории

Проблема подхода к изучению истории

Рецензент: Альохін В.А.

Викладач: Рудниченко Г.О.

На методичну розробку теоретичного заняття з хірургії

Тема: «Вступ.Історія розвитку хірургії.»

спеціальність 5.110101 «Лікувальна справа»

 

У методичній розробці сформульовано науково-методичне обгрунтування теми, вказані навчальні та виховні цілі заняття., конкретизована міжпредметна інтеграція.

Передбачено обладнання заняття і конкретно визначено на якому етапі використовуються таблиці, тести, задачі, відеофільми тощо.

Вказана рекомендована література для студентів, передбачено використання матеріалів програмного контролю знань, рішення клінічних задач, тестів.

Навчальний час розподілено раціонально, матеріали контролю охоплюють весь програмний матеріал з данної теми.

Дана методична розробка відповідає вимогам програми, обговорена й затверджена на засіданні циклової комісії клінічних дисципліні дає можливість використовувати її проведення занять зі студентами відділення «Лікувальна справа».

 

 

1. Предмет и значение изучения истории

Предмет изучения истории:

1.1 Общественное, экономическое, политическое развитие государств и народов на протяжении определенного временного отрезка.

1.2 Развитие отдельного народа, области, семьи, человека.

Практическое значение истории:

1.3 Возможность избежать совершенных ранее ошибок и прогнозирование возможного развития событий.

1.4 История развивается поступательно, образуется временной ряд (хронология).

1.5 Периодизация истории претерпела развитие. Сначала она зависела от продолжительности правления государей:

1.5.1 До конца XVIII в.

1.5.2 С конца XVIII в. по начало XIX в. история делилась на эпохи (дикость, варварство, цивилизация)

Цивилизация — уровень общественного развития материальной и духовной культуры.

2.1 Подходы к изучению истории:

2.1.1 Формационный:

Все народы на Земле сначала проходят одни и те же формы развития.

Эти формы: первобытная община, рабовладельчество, феодальная раздробленность, капитализм, социализм.

2.1.2 Цивилизационный:

Изучение каждой цивилизации отдельно. Выделяю периоды: зарождение, становление, рассвет, упадок, гибель.

2.2 Существуют разные направления и теории в изучении истории:

· Идеалогическое:

Религиозно-историческая теория. Смысл: основа — движение человека к Богу, самосовершенствование и приближение к Богу.

· Материалистическое:

Базируется на развитии материальных благ от простых к сложным. Человек самосовершенствуется постоянно.

2.3 Теории:

◦ Всемирно-историческая. Предмет изучения — общемировой процесс, позволяющий получать по возрастающей материальные блага.

◦ Локально-исторический. Предмет изучения — каждая цивилизация в отдельности.

3. Исторические источники:

3.1 Вещественный

3.2 Письменный

3.3 Лингвистический (принадлежность слова)

3.4 Этнографический (особенности обрядов)

3.5 Устный

3.6 Кино- и фотодокументы

Древняя Русь 9-11 века.


План:
1) Расселение славян и образование государственности;
2) Принятие христианство на Руси;
Политический строй и социально-экономического отношения;
4) Внешняя политика первых князей;
5) Культура древней Руси.
Источник:
1. Летопись временных лет;
2. Первый свод законов "русская правда".
Дворяне жили в полях (Киевской Руси), дрековичи жили в древесине.
Военные вожди стали "князья", помогала им дружина. Было "народное собрание". Все населения возникали у рек и озер. Внутри населения жили в полу домах.
Основным занятием славян было земледелие (поля, луга, охотничьи угодья). Было мирное разделения.
Способы разделения:
1. Подсечно-огневой - (происходило в лесной полосе. Поваливали столбы, сжигали, использовали поле, использовалось 1-2 года).
В качестве основных инструментов использовалась соха и борабу. Введение народного хозяйства: скотоводство, рыболовство.
К 9 веку сформировалась древне русский народ. Народность- это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.
Формирование общего языка, традиции.
Древне русский народ формировался славянский, фино-угорский, тюрский народ.
Древне русский язык используется как межплеменное общение. Государство формировалось в середине 9 века. Появляется теория возникновения государства:
1. славянский (киевский);
2. норманский (новгородская).
Они были разработаны в 18 веке. Основоположниками были Баллер и Миллер. Государство восточных славян была сделана немцами.
Славян. теория была создана Ломоносовым, 1ые славяне были балсского происхождения.
Современные ученые считают, что государство возникло в реализации управленческой функции первых князей.
Принятие христианство.
До середине 10 века в древ Руси было распространенно язычество. Первые князья были жрецами. Первыми крестьянами были путешественниками, торговцами, жители пограничных земель. Среди князей первая становится княгиня Ольга.
В 955 году необходимо было налаживать связь с Византией. Она отличалась красотой и умом.
Принять значение:

  1. Сплочение народы Руси;
  2. Укрепление княжеской власти;
  3. Укрепление связи с Европой и Византией.