Реализм как традиция в геополитике
Реализм Н.Макиавелли
Сторонники реализма исходят из того, что:
- в основе взаимодействия государств в геополитическом пространстве лежит принцип силы в отстаивании национальных интересов;
- столкновения интересов государств в борьбе за ограниченные ресурсы, контроль над коммуникациями и пространством неизбежны;
- угроза насилием является основным инструментом межгосударственных геополитических отношений.
Стремясь выявить всеобъемлющие геополитические закономерности на основе наблюдения за реальными процессами в развитии международных экономических отношений, они создали позитивистскую геополитику. На основе позитивизма сложилась «реальная геополитика» как одно из главных направлений теории геополитики.
Основоположником реализма считается выдающийся итальянский историк и политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527), который пользуется славой циничного теоретика политики и даже апологета насилия.
В основу своего подхода он положил влияние порочной природы человека на сферу внешней политики, в которой «соединение эгоизма и анархии определяет господство в политике принципа силы». Он считал, что политика должна определяться в зависимости от имеющейся силы. Трактат «Государь» по существу является руководством по созданию сильного централизованного государства, способного противостоять внутренним и внешним врагам.
Сохранение власти решается путем использования всех средств, включая хитрость, ложь, убийство. Жестокость является функциональным требованием, которое проистекает не столько из использования силы, сколько из манипулирования ее видимостью.
Концепция национальных интересов Моргентау
Концепция политического реализма применительно к геополитике проявилась в работах общепризнанного главы современной школы прагматизма и политического реализма американского теоретика Ганса Моргентау (1904-1980).
Моргентау считал, что главным во внешней политики любого государства являются национальные интересы, достижение региональной или мировой гегемонии. Он выделял:
- постоянные, основополагающие интересы: защита территории, населения и государственных институтов от внешней опасности; развитие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса.
- временные, промежуточные интересы: интересы выживания (угроза самому существованию государства); жизненные интересы (возможность нанесения серьезного ущерба безопасности и благосостоянию нации); важные интересы (потенциально серьезный ущерб для страны); периферийные, или мелкие, интересы (интересы локального характера).
Силой выступает главной отличительной чертой государства. Понятие «сила» в широком смысле, как выражение национальной мощи, включает в себя следующие основные компоненты: географическое положение, природные ресурсы, промышленный потенциал, военную подготовленность (в том числе, уровень развития военной техники, военного руководства, количество и качество вооруженных сил), численность населения, «национальный характер» (отношение населения к войне), «национальную мораль» (отношение населения к правительственной политике), качество дипломатии, «которая выступает как самый главный фактор, определяющий мощь страны».
Моргентау считал, что геополитика находится в прямой зависимости от его военной мощи и военная сила является наиболее важным материальным фактором в международной политике, обеспечивающим геополитическое могущество государства.
Основные современные теоретические геополитические разработки теории реализма относятся к 50-60-м годам XX в. Они нашли свое отражение в таких концепциях, как «стратегия быстрого реагирования», концепция «взаимно гарантированного уничтожения», «восточная политика», «железный занавес», доктрина «массированного возмездия», программа «новых рубежей», доктрина «устрашения», «холодная война». В настоящее время по-прежнему многие государства придерживаются принципов политического реализма, используя не открытое применение силы, а более «цивилизованные» формы господства в различных пространствах: гуманитарные интервенции, экономические санкции, «продвижение» демократических институтов, утверждение своих международных стандартов в области прав и свобод человека в различных зонах.