Вопрос 1. Введение. Рынок информационных услуг
Развитие мирового рынка информации
ЛЕКЦИЯ №1
Учебные вопросы:
Вопрос 1. Введение. Рынок информационных услуг
Вопрос 2. Основные понятия
Вопрос 3. Этапы развития мирового рынка информационных услуг
Общеизвестно, что основой управления, и в особенности управления экономикой, является полная, достоверная и своевременно полученная информация. Деятельность по обеспечению информацией любого процесса обычно называют информационным обеспечением. Информационное обеспечение плановой экономики принципиально отличается от информационного обеспечения рыночной экономики. В условиях плановой экономики информация собиралась централизованно. В каждой отрасли или ведомстве в рамках отраслевой автоматизированной системы управления функционировала информационная служба, в полном объеме удовлетворявшая потребностям планирования и управления. Информацию, характеризующую деятельность предприятий отрасли, эта служба своевременно и в должном объеме получала от подчиненных предприятий. Помимо этого существовала система отраслевых институтов технико-экономических исследований и информации, в которых также накапливались сведения, необходимые для управления отраслями. В союзных министерствах и ведомствах, таких как Госснаб, Госплан и др., имелись крупные вычислительные центры, в которых собиралась, хранилась и обрабатывалась информация, необходимая для решения задач этих ведомств. Планирование развития экономики осуществлялось Госпланом, другими союзными структурами, отраслевыми министерствами и ведомствами. Изменения внешней среды также отслеживались этими структурами, а управляющие воздействия в соответствии с этими изменениями, как правило, корректировали следующий годовой или пятилетний план.
Отраслевые и союзные плановые органы устанавливали для каждого предприятия:
* какую продукцию и в каких количествах выпускать;
* каким требованиям должна соответствовать выпускаемая продукция;
* кто будет поставлять сырье и комплектующие;
* какую заработную плату следует платить рабочим и служащим с учетом квалификации и стажа работы;
* какие энергоресурсы будут выделены для обеспечения производства;
* куда должна быть отгружена выпущенная продукция и ряд других параметров.
Целью предприятия в условиях плановой экономики являлось выполнение плана при директивно заданных ограничениях. Достижение этой цели осуществлялось за счет эффективной организации производства, и, естественно, в таких условиях руководитель должен был быть технологом, т. е. знать технологии производства, используемое оборудование и уметь организовать людей для выполнения плана. Для информационного обеспечения управления предприятием, особенно средним или крупным, создавались базы данных. Информация, содержащаяся в них, обычно называемая внутренней информацией, отражала в динамике работу отдельных цехов, подразделений и предприятия в целом, движение материалов, необходимых для производства, запасы на складах, финансовые показатели и ряд других. Специалисты, которые занимались автоматизацией информационного обеспечения управления на предприятиях, должны были знать вычислительную технику, программирование и уметь проектировать, эксплуатировать и развивать информационные системы (базы данных) на предприятиях.
Вхождение России в мировое экономическое пространство определило переход от плановой экономики к рыночной. В настоящее время каждое российское предприятие (количество предприятий в частной собственности, по данным Госкомстата России на 1 января 2002 г., превышает 2, 7 млн) самостоятельно строит свой бизнес. Перед предприятиями, ведущими коммерческую деятельность, стоит цель максимально использовать имеющиеся корпоративные ресурсы (финансовые, технико-технологические, кадровые, информационные, правовые и ряд других) для обеспечения стабильного развития предприятия в настоящее время и в будущем. Эта цель может быть достигнута в условиях, когда каждое предприятие функционирует в едином информационном пространстве. Стратегию бизнеса следует формировать на основе оценки ресурсов самого предприятия и состояния внешней среды.
На каждом предприятии должен быть свой «Госплан», который в условиях рынка выполняет функции маркетингового подразделения. Исследования, проводимые в таком подразделении, определяют стратегию фирмы, предприятия. Основная концепция предприятий в условиях рынка — выпускать то, на что есть спрос. На основе анализа рынков сбыта решается задача, какую продукцию выпускать конкретному предприятию. Анализ деятельности конкурентов позволяет определить, за счет чего может быть достигнута победа в конкурентной борьбе — за счет более высокого качества выпускаемой продукции или за счет меньших затрат на ее производство и, следовательно, возможности установить более низкую цену на рынках сбыта. Для решения этих вопросов необходимо иметь информацию о ценах на продукцию конкурентов, стоимости сырья, комплектующих, электроэнергии, топлива, рабочей силы и прогноз этих значений на ближайшие 2-3 года. Следует также определить затраты на транспортировку продукции к месту сбыта и многое другое.
Американская ассоциация маркетинга определяет маркетинговое исследование (marketing research) как систематический поиск, сбор, обработку и интеграцию информации, относящейся ко всем проблемам маркетинга товаров и услуг. Это определение, отражающее мировой опыт предпринимательской деятельности в условиях рынка, отводит информации об окружающей среде первостепенное значение. Информацию об окружающей среде обычно называют внешней информацией. Практика показывает, что доля внешней информации в общем объеме используемых фирмой данных составляет 85-95 % в зависимости от специфики фирмы, предприятия. Внешняя информация в едином мировом экономическом пространстве образует мировые информационные ресурсы.
Под информационными ресурсами в соответствии с российским Законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др. ). Мировые информационные ресурсы формируются и поддерживаются информационными агентствами, информационными центрами, информационными корпорациями. В настоящее время в мире насчитывается свыше 3, 5 тыс. крупных и средних информационных агентств. Они ведут около 10 тыс. баз деловой информации. Объем этих баз за последние 20 лет вырос более чем в 100 раз.
Характерными чертами мирового рынка информационных услуг являются следующие:
* взаимоотношения потребителя с мировым рынком деловой информации строятся на том, что информационные агентства отслеживают состояние внешней среды, а потребители по запросам получают ту информацию, которая им в данный момент необходима для планирования и оперативного управления;
* информационные агентства предоставляют потребителю доступ к информации в режиме непосредственного взаимодействия, в режиме off-line, на магнитных носителях, в виде печатных изданий и консультаций;
* с помощью мировых телесетей потребитель имеет возможность доступа к любым фрагментам мировых информационных ресурсов, т. е. мировые информационные ресурсы образуют единое мировое информационное пространство;
* основной объем деловой информации предоставляется потребителю на коммерческой основе.
Что должен знать потребитель о мировом рынке информационных услуг:
* где взять необходимую информацию;
* какова ее цена;
* какие технологии доступа к информации целесообразно использовать;
* как оценить полученную информацию и как ее использовать для решения конкретных задач.
Возможность непосредственного доступа к базам данных для потребителя связана с необходимостью иметь компьютер, удовлетворяющий определенным требованиям, телефонный канал, модем или прямой канал доступа в Интернет.
Для западного предпринимателя, который вырос в условиях рынка, в том числе в условиях развитого рынка информационных услуг, использование современных информационных технологий в бизнесе является естественным. На базе телесетей в настоящее время бурно развиваются технологии электронных магазинов, в том числе по продаже информационных услуг. Система подготовки специалистов в сфере бизнеса также ориентируется на умение эффективно использовать рынок информационных услуг.
Российская система подготовки экономистов встретила переход нашей страны к рынку с нулевым багажом. Были предприняты срочные меры по подготовке специалистов в области менеджмента, маркетинга, банковского дела и других дисциплин, ориентированных на рыночную экономику. Была выпущена учебная литература по экономическим специальностям, однако информационному обеспечению предпринимательской деятельности уделялось крайне мало внимания.