Вопрос 1. Введение. Рынок информационных услуг

Развитие мирового рынка информации

ЛЕКЦИЯ №1

Учебные вопросы:

Вопрос 1. Введение. Рынок информационных услуг

Вопрос 2. Основные понятия

Вопрос 3. Этапы развития мирового рынка информационных услуг

Общеизвестно, что основой управления, и в особенности управле­ния экономикой, является полная, достоверная и своевременно полученная информация. Деятельность по обеспечению информацией лю­бого процесса обычно называют информационным обеспечением. Информационное обеспечение плановой экономики принципиально отличается от информационного обеспечения рыночной экономики. В условиях плановой экономики информация собиралась централи­зованно. В каждой отрасли или ведомстве в рамках отраслевой авто­матизированной системы управления функционировала информа­ционная служба, в полном объеме удовлетворявшая потребностям планирования и управления. Информацию, характеризующую дея­тельность предприятий отрасли, эта служба своевременно и в долж­ном объеме получала от подчиненных предприятий. Помимо этого существовала система отраслевых институтов технико-экономиче­ских исследований и информации, в которых также накапливались сведения, необходимые для управления отраслями. В союзных ми­нистерствах и ведомствах, таких как Госснаб, Госплан и др., имелись крупные вычислительные центры, в которых собиралась, хранилась и обрабатывалась информация, необходимая для решения задач этих ведомств. Планирование развития экономики осуществлялось Гос­планом, другими союзными структурами, отраслевыми министерствами и ведомствами. Изменения внешней среды также отслеживались эти­ми структурами, а управляющие воздействия в соответствии с этими изменениями, как правило, корректировали следующий годовой или пятилетний план.

Отраслевые и союзные плановые органы устанавливали для каждо­го предприятия:

* какую продукцию и в каких количествах выпускать;

* каким требованиям должна соответствовать выпускаемая про­дукция;

* кто будет поставлять сырье и комплектующие;

* какую заработную плату следует платить рабочим и служащим с учетом квалификации и стажа работы;

* какие энергоресурсы будут выделены для обеспечения производ­ства;

* куда должна быть отгружена выпущенная продукция и ряд других параметров.

Целью предприятия в условиях плановой экономики являлось вы­полнение плана при директивно заданных ограничениях. Достижение этой цели осуществлялось за счет эффективной организации произ­водства, и, естественно, в таких условиях руководитель должен был быть технологом, т. е. знать технологии производства, используемое оборудование и уметь организовать людей для выполнения плана. Для информационного обеспечения управления предприятием, осо­бенно средним или крупным, создавались базы данных. Информация, содержащаяся в них, обычно называемая внутренней информацией, отражала в динамике работу отдельных цехов, подразделений и пред­приятия в целом, движение материалов, необходимых для производ­ства, запасы на складах, финансовые показатели и ряд других. Спе­циалисты, которые занимались автоматизацией информационного обеспечения управления на предприятиях, должны были знать вычис­лительную технику, программирование и уметь проектировать, экс­плуатировать и развивать информационные системы (базы данных) на предприятиях.

Вхождение России в мировое экономическое пространство опреде­лило переход от плановой экономики к рыночной. В настоящее время каждое российское предприятие (количество предприятий в частной собственности, по данным Госкомстата России на 1 января 2002 г., превышает 2, 7 млн) самостоятельно строит свой бизнес. Перед пред­приятиями, ведущими коммерческую деятельность, стоит цель мак­симально использовать имеющиеся корпоративные ресурсы (финан­совые, технико-технологические, кадровые, информационные, правовые и ряд других) для обеспечения стабильного развития предприятия в настоящее время и в будущем. Эта цель может быть достигнута в ус­ловиях, когда каждое предприятие функционирует в едином инфор­мационном пространстве. Стратегию бизнеса следует формировать на основе оценки ресурсов самого предприятия и состояния внешней среды.

На каждом предприятии должен быть свой «Госплан», который в условиях рынка выполняет функции маркетингового подразделения. Исследования, проводимые в таком подразделении, определяют стра­тегию фирмы, предприятия. Основная концепция предприятий в усло­виях рынка — выпускать то, на что есть спрос. На основе анализа рын­ков сбыта решается задача, какую продукцию выпускать конкретному предприятию. Анализ деятельности конкурентов позволяет опреде­лить, за счет чего может быть достигнута победа в конкурентной борь­бе — за счет более высокого качества выпускаемой продукции или за счет меньших затрат на ее производство и, следовательно, возможно­сти установить более низкую цену на рынках сбыта. Для решения этих вопросов необходимо иметь информацию о ценах на продукцию кон­курентов, стоимости сырья, комплектующих, электроэнергии, топли­ва, рабочей силы и прогноз этих значений на ближайшие 2-3 года. Следует также определить затраты на транспортировку продукции к месту сбыта и многое другое.

Американская ассоциация маркетинга определяет маркетинговое исследование (marketing research) как систематический поиск, сбор, обработку и интеграцию информации, относящейся ко всем пробле­мам маркетинга товаров и услуг. Это определение, отражающее миро­вой опыт предпринимательской деятельности в условиях рынка, от­водит информации об окружающей среде первостепенное значение. Информацию об окружающей среде обычно называют внешней инфор­мацией. Практика показывает, что доля внешней информации в об­щем объеме используемых фирмой данных составляет 85-95 % в за­висимости от специфики фирмы, предприятия. Внешняя информация в едином мировом экономическом пространстве образует мировые информационные ресурсы.

Под информационными ресурсами в соответствии с российским Законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информа­тизации и защите информации» понимается информация, зафиксиро­ванная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др. ). Ми­ровые информационные ресурсы формируются и поддерживаются информационными агентствами, информационными центрами, ин­формационными корпорациями. В настоящее время в мире насчиты­вается свыше 3, 5 тыс. крупных и средних информационных агентств. Они ведут около 10 тыс. баз деловой информации. Объем этих баз за последние 20 лет вырос более чем в 100 раз.

Характерными чертами мирового рынка информационных услуг являются следующие:

* взаимоотношения потребителя с мировым рынком деловой ин­формации строятся на том, что информационные агентства от­слеживают состояние внешней среды, а потребители по запросам получают ту информацию, которая им в данный момент необхо­дима для планирования и оперативного управления;

* информационные агентства предоставляют потребителю доступ к информации в режиме непосредственного взаимодействия, в режиме off-line, на магнитных носителях, в виде печатных изда­ний и консультаций;

* с помощью мировых телесетей потребитель имеет возможность доступа к любым фрагментам мировых информационных ресур­сов, т. е. мировые информационные ресурсы образуют единое мировое информационное пространство;

* основной объем деловой информации предоставляется потреби­телю на коммерческой основе.

Что должен знать потребитель о мировом рынке информационных услуг:

* где взять необходимую информацию;

* какова ее цена;

* какие технологии доступа к информации целесообразно исполь­зовать;

* как оценить полученную информацию и как ее использовать для решения конкретных задач.

Возможность непосредственного доступа к базам данных для потребителя связана с необходимостью иметь компьютер, удовлетворя­ющий определенным требованиям, телефонный канал, модем или прямой канал доступа в Интернет.

Для западного предпринимателя, который вырос в условиях рынка, в том числе в условиях развитого рынка информационных услуг, ис­пользование современных информационных технологий в бизнесе является естественным. На базе телесетей в настоящее время бурно развиваются технологии электронных магазинов, в том числе по про­даже информационных услуг. Система подготовки специалистов в сфере бизнеса также ориентируется на умение эффективно исполь­зовать рынок информационных услуг.

Российская система подготовки экономистов встретила переход нашей страны к рынку с нулевым багажом. Были предприняты сроч­ные меры по подготовке специалистов в области менеджмента, марке­тинга, банковского дела и других дисциплин, ориентированных на рыночную экономику. Была выпущена учебная литература по эко­номическим специальностям, однако информационному обеспече­нию предпринимательской деятельности уделялось крайне мало вни­мания.