Методы экспертных оценок
ФЦП развития вооружений,
ФЦП развития авиации на период 2010-2015гг.,
На практике по типу сценариев разрабатывались прогнозы в некоторых отраслях промышленности.
В настоящее время разновидностью сценариев можно считать предложения к комплексным программам развития отраслей экономики России, разрабатываемые организациями или специальными комиссиями.
Например,
Программа "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы".
Утверждена Стратегия развития ракетно-космической промышленности на период до 2015 года по целевым программам:
Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы (ФКПР-2015);
ФЦП «Глобальная навигационная система» на 2002-2011 годы (ФЦП «ГЛОНАСС»);
ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» (ФЦП «Развитие ОПК-2015»);
ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы;
а также проекты:
ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации» на 2007-2010 годы;
ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы.
ФЦП «Жилище» на 2011- 2015 годы.
Бизнес-планы обоснования проектных решений в авиационной сфере – это реальные сценарии развития проектов. ( Имеется Типовой бизнес-план создания и развития авиационной компании).
Существенную помощь в подготовке сценариев оказывают специалисты по системному анализу. Весьма перспективной представляется разработка специализи-рованных информационно-поисковых систем, накапливающих прогнозную информацию по данной отрасли и по смежным отраслям.
Сценарий является предварительной информацией, на основе которой проводится дальнейшая работа по прогнозированию или разработке вариантов проекта. Таким образом, сценарий помогает составить представление о проблеме, а затем приступить к более формализованному представлению системы в виде графиков, таблиц для проведения других методов системного анализа.
Группа методов экспертных оценок наиболее часто используется в практике оценивания сложных систем на качественном уровне. Термин «эксперт» происходит от латинского слова expert - «опытный».
Пример: общая оценка государственной аттестационной комиссией (ГАК) результатов защиты дипломного проекта одним студентом. Эксперты- члены ГАК.
Оценка эксперта осуществляется по ряду показателей: соответствие содержания дипломного проекта теме проекта; актуальность и качество дипломного проекта и пояснительной записки; качество иллюстрационных материалов; оформление дипломного проекта в соответствии с требованиями нормоконтроля; наличие инновационных решений в проекте; качество доклада по дипломному проекту на заседании ГАК (защите проекта); общий интеллектуальный уровень и результаты обучения студента в соответствии с рабочим учебным планом и др.
При использовании экспертных оценок обычно предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта. В некоторых теоретических исследованиях отмечается, что это предположение не является очевидным, но одновременно утверждается, что при соблюдении определенных требований в большинстве случаев групповые оценки надежнее индивидуальных.