Критерии оценки систем

Оценка количества обеспеченных рабочих мест показывает, что в результате реализации Программы будут созданы условия для закрепления кадрового потенциала специалистов ракетно-космической промышленности и сохранены 250 тыс. рабочих мест с современным технологическим оснащением.

Обеспечен выход российских космических средств на такие перспективные секторы мирового космического рынка, как связь, вещание и дистанционное зондирование Земли.

Обеспечены сроки активного функционирования космических аппаратов до 15 и более лет, создана высоконадежная радиационно-стойкая помехоустойчивая длительно функционирующая служебная и целевая бортовая аппаратура космических аппаратов, достигнута микроминиатюризация целевых и служебных систем космических аппаратов, увеличена до 90 процентов доля российских разработок в составе оборудования космических аппаратов;

Исследованы ключевые проблемы развития космонавтики, созданы опережающие научно-технический и технологический заделы в области базовых технологий и ключевых элементов космических систем и комплексов различного назначения, проведены проектно-поисковые и системные исследования в области развития ракетно-космической техники;

Повышена эффективность управления космическими аппаратами и пилотируемыми космическими комплексами за счет создания и развития на долевой основе наземного автоматизированного комплекса управления, разработаны и внедрены новые экономичные технологии управления космическими аппаратами, снижены затраты на управление космическими аппаратами;

Оценка степени решения экологических проблем, связанных с применением космических средств показывает, что в результате реализации Программы будет обеспечено практическое решение экологических проблем. Прекращено загрязнение полей падения ступеней ракет-носителей и объектов испытательной базы проливами токсичных компонентов топлива за счет полного прекращения эксплуатации ракеты-носителя «Протон» и ракет-носителей, созданных на базе конверсионных межконтинентальных баллистических ракет, перехода на использование ракет-носителей только с экологически чистыми компонентами топлива, проведения рекультивации почвы, очистки вод, создания системы экологического мониторинга и обеспечения экологической безопасности за счет сокращения номенклатуры используемых ракет-носителей с 10 до 4 типов, совмещения районов падения отделяемых частей различных ракет-носителей, применения гибких программ управления ракетами-носителями в полете, снижения остатков топлива в отработанных ступенях, экологического обследования районов падения, космодромов и технологических объектов. Общая площадь земель, отчуждаемых под районы падения ступеней, сократится на 40 процентов.

Оценка величины экономического эффекта от результатов космической деятельности в социально–экономической и научной сферах показывает, что в результате реализации Программы обобщенный экономический эффект в период 2006 – 2015 годов прогнозируется на уровне 500 млрд. рублей в ценах 2005 года.

Что касается формирования рынка орбитального туризма, то это направление может реально состояться не ранее 2015 года, а его объем к 2025 году достичь 500 млн. долларов при «средней» цене тура в 5 млн. долларов. При этом конкурентоспособные программы орбитального туризма могут появиться как результат:

развития проектов суборбитального туризма,

диверсификации проектов по коммерческой доставке экипажей и грузов на МКС, финансируемых NASA,

коммерческой диверсификации новой российской пилотируемой системы.

Несмотря на то, что российские предприятия, в целом, обладают всеми технологиями для создания проекта орбитального туризма, такая программа и российское присутствие на этом рынке могут являться лишь второстепенной, побочной целью национальной пилотируемой программы.

Учитывая имеющиеся стартовые условия, а также внутренние и внешние факторы, следует оценить вероятность достижения заявленных целей по инновационному сценарию технологического развития отрасли как умеренно оптимистичные. Имеющийся научно-технический задел по развитию российской системы средств выведения позволяет сделать вывод о достижимости прогнозируемой динамики изменения диапазона масс полезных грузов, выводимых российскими средствами выведения, и удельной стоимости выведения полезных грузов на орбиту ракетами-носителями среднего и тяжелого классов на период до 2025 года.

В свою очередь, реализацию стратегии «догоняющего» развития в области создания спутников различного назначения целесообразно строить путем кооперации (создания совместных предприятий) как с лидерами спутникового рынка, в первую очередь, европейскими, так, и, возможно, лидерами в других высокотехнологичных направлениях, например, из Южной Кореи или стран Юго-Восточной Азии.

По своим техническим характеристикам отечественные образцы РКТ, создаваемые в рамках федеральных целевых программ, уже к 2015 году в целом должны выйти на мировой уровень. Однако для достижения полного паритета по всем технико-экономическим показателям с образцами космической техники ведущих зарубежных стран и создания задела для обеспечения превосходства перспективной РКТ отечественного производства необходима дополнительная ресурсная поддержка со стороны государства технологических работ по целевым направлениям.

Общим условием реализации благоприятного варианта технологического развития ракетно-космической отрасли является перевод всей российской экономики на инновационный путь развития и решение других задач, сформулированных в Стратегии развития России до 2020 года. В частности, необходимым условием является проведение государством глубокой реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, обеспечение высоких темпов развития отечественной науки и образования, смежных отраслей (прежде всего, радиоэлектронной).

 

Характеристики программы

Госкоординатор
Министерство обороны Российской Федерации
Госзаказчики
Федеральное агентство по образованию
Министерство регионального развития Российской Федерации

Цель и основные этапы
Создание на российской территории полнофункциональной наземной инфраструктуры для обеспечения запусков всего спектра перспективных отечественных ракет космического назначения и КА оборонного назначения на все требуемые высоты и наклонения орбит, а также создание необходимых предпосылок для обеспечения гарантированного независимого доступа и постоянного присутствия Российской Федерации в космосе и проведения ею независимой космической политики.

Уровень утверждения
Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2005 г. № 2049-р. Внесены изменения распоряжением Правительства РФ от 8 ноября 2006 г. № 1535-р.

Вклад программы в достижение целей и задач социально-экономического

развития РФ


Укрепление обороноспособности РФ, развитие экономики и науки. Активная космическая деятельность является перспективной возможностью ускоренного экономического развития государства и укрепления его военно-политического положения. Реализация программных мероприятий в рамках программы позволит обеспечить возможность запуска максимального количества космических аппаратов оборонного назначения с территории Российской Федерации ракетами-носителями российского производства.

Результаты выполнения основных этапов программы (подпрограммы) в натуральном и стоимостном выражениях по 2006 год


На площадке универсального стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара» (первая пусковая установка) развернуты работы на 22 основных технологических сооружениях Унифицированного стартового комплекса, объектах инженерного комплекса площадки № 35, подготовлены к монтажу технологического оборудования сооружения №№ 3, 4, 6, 6А, 65; продолжалось строительство объектов внешнего электроснабжения: трансформаторная подстанция (ТП) «Новая», завершены работы по прокладке кабельной линии от ТП до сооружения № 10, на комплексной трансформаторной подстанции в сооружении № 10.На площадке технического комплекса для подготовки космических аппаратов (КА) «Меридиан» проведены работы по реконструкции внутренней системы отопления заправочного корпуса, сетей теплоснабжения, по заправочной насосной станции КА «Меридиан» и разгонного блока (РБ) «Фрегат».При реконструкции стартового комплекса и технического комплекса для обеспечения пусков ракет-носителей (РН) «Союз-2» с РБ «Фрегат» завершены работы, обеспечивающие подготовку и запуск РН «Союз-2» по программе № 2Л. По проекту реконструкции аэродрома «Плесецк» завершены работы по монтажу и наладке радиотехнического оборудования на резервной полосе посадки.

 

2007 год
Строительство универсального стартового комплекса космического ракетного комплекса "Ангара" с реконструкцией системы внешнего энергоснабжения космодрома. Реконструкция аэродрома "Плесецк". Реконструкция стартового и технического комплексов для обеспечения пусков РН "Союз-2" с разгонными блоками "Фрегат".
2008-2010 годы
Строительство универсального стартового комплекса космического ракетного комплекса "Ангара" с реконструкцией системы внешнего энергоснабжения космодрома. Строительство технического комплекса для подготовки ракет-носителей "Ангара". Реконструкция стартового и технического комплексов для обеспечения пусков РН "СОЮЗ-2" с разгонными блоками "Фрегат". Реконструкция аэродрома Плесецк. Дооборудование технического комплекса для подготовки космических аппаратов "Меридиан" и "Персона", "Лабиринт". Модернизация стартовых комплексов. Реконструкция наружных и внутриплощадочных сетей, а так же котельных космодрома для их перевода на газовое топливо.

 

 


 

Программа "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы"  
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Государственный заказчик - координатор
Министерство обороны Российской Федерации

Государственные заказчики
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Министерство регионального развития Российской Федерации


Подпрограммы:
подпрограмма "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный"
Расходы по программе "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы"

ОБЪЕКТЫ ГОСИНВЕСТИЦИЙ

 

- 2011 - 2012 - 2013 - 2014 - 2015

 

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

Наименование Весь период
Документы об утверждении ФЦП                    
Цель и основные этапы программы                    
Вклад ФЦП в социально-экономическое развитие РФ                    
Практические результаты реализации ФЦП за год    
Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2012 года по состоянию на 1.10.2012)                      

 

БЮДЖЕТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ НА ГОД

 

Наименование Весь период
Бюджетные назначения по направлению "капитальные вложения", (млн рублей) 1500,0000 1831,7000 4209,3570 2527,6378 6366,6789 9681,4118 13288,0006 20636,6112 28694,5000 34434,8440 123170,7413
Бюджетные назначения по направлению "НИОКР", (млн рублей)     1,6000 2,3800   18,0000 18,0000 30,0000 238,6000 293,7000 602,2800
Бюджетные назначения по направлению "прочие нужды", (млн рублей)   5,1000 157,1000 75,4850 18,9330 191,0450 99,7900 136,9000 214,7000 402,6915 1301,7445
Всего бюджетные назначения по ФЦП, (млн рублей) 1500,0000 1836,8000 4368,0570 2605,5028 6385,6119 9890,4568 13405,7906 20803,5112 29147,8000 35131,2355 125074,7658

 

ПРЕДУСМОТРЕНО ТЕКСТОМ ФЦП (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ)

 

Наименование Весь период
Предусмотрено из федерального бюджета по направлению капитальные вложения 1500,00 1831,70 4201,16 2527,64 6366,68 9681,41 14231,51 19693,10 28694,50 34360,40 123088,10
Предусмотрено из федерального бюджета по направлению НИОКР     1,60 2,38   18,00 18,00 30,00 238,60 293,70 602,28
Предусмотрено из федерального бюджета по направлению "прочие нужды"   5,10 157,10 75,48 18,93 191,04 136,10 136,90 214,70 402,70 1338,05
Всего предусмотрено текстом программы из федерального бюджета 1500,00 1836,80 4359,86 2605,50 6385,61 9890,45 14385,61 19860,00 29147,80 35056,80 125028,43

 

ПРЕДУСМОТРЕНО ТЕКСТОМ ФЦП (БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ)

 

Наименование Весь период
Предусмотрено бюджетами субъектов РФ по направлению капитальные вложения                      
Предусмотрено бюджетами субъектов РФ по направлению НИОКР                      
Предусмотрено бюджетами субъектов РФ по направлению "прочие нужды"                      
Всего предусмотрено бюджетами субъектов РФ                      

 

ПРЕДУСМОТРЕНО ТЕКСТОМ ФЦП (ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ)

 

Наименование Весь период
Предусмотрено из внебюджетных источников по направлению капитальные вложения                      
Предусмотрено из внебюджетных источников по направлению НИОКР                      
Предусмотрено из внебюджетных источников по направлению "прочие нужды"                      
Всего предусмотрено из внебюджетных источников                      

 

ФАКТИЧЕСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ФЦП ПО ДАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (ДАННЫЕ 2013 ГОДА ПО СОСТОЯНИЮ НА 1.03.2013)

 

Наименование Весь период
Профинансировано по направлению капитальные вложения (данные федерального казначейства), (млн рублей) 1500,0000 1831,7000 4154,3580 1831,1800 6351,9639 9681,2507 12486,5894       37837,0420
Профинансировано по направлению НИОКР (данные федерального казначейства), (млн рублей)     1,6000 2,3800     18,0000       21,9800
Профинансировано по направлению прочие нужды (данные федерального казначейства), (млн рублей)   5,0942 157,1000 42,5900 18,9330 34,5700 40,9511       299,2383
Всего из федерального бюджета - данные федерального казначейства, (млн рублей) 1500,0000 1836,7942 4313,0580 1876,1500 6370,8969 9715,8207 12545,5405       38158,2603

 

 

 

 

 


Государственная программа вооружения: четыре триллиона рублей до 2015 года

Как реализуется государственная программа вооружения? Каковы основные приоритеты ГПВ-2015?

Государственная программа вооружения является долгосрочным плановым документом, содержащим взаимоувязанный по целям, ресурсам и срокам осуществления комплекс работ по созданию, производству и поддержанию в боеготовом состоянии вооружения, военной и специальной техники, обеспечивающих решение задач Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

В целом, на финансирование ГПВ-2015 в течение всего срока ее реализации будет направлено более 4 трлн. руб.

Доли ассигнований, выделяемые на развитие вооружений видов и родов ВС РФ примерно соответствуют следующим пропорциям:

на Стратегические ядерные силы и Космические войска - более 20%,

на Сухопутные войска -более 40%,

на Военно-морской флот - около 15%,

на Военно-воздушные силы - примерно 20%.

— Основные усилия в период до 2015 года будут сосредоточены на закупке и ремонте вооружения и военной техники (ВВТ) - их доля составляет порядка 80%, что в целом соответствует сформированным целям и приоритетам развития системы вооружения в данный период - переход к комплектным закупкам образцов ВВТ для переоснащения соединений и частей постоянной готовности и максимальное поддержание в исправном состоянии существующего парка ВВТ за счет проведения ее ремонта, в том числе с модернизацией.

В перевооружаемые соединения и воинские части из промышленности

будут поступать: новые самолеты типа Су-34 и модернизированные типа Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-29, МиГ-31,

новые зенитные ракетные системы С-400,

танки Т-90А и модернизированные Т-72БА,

новые бронированные машины десанта БМД-4,

боевые машины пехоты БМП-3,

бронетранспортеры БТР-80,

ракетные комплексы «Искандер-М»,

модернизированные самоходные артиллерийские системы «Мста-С1» (2С19М1),

рузовые автомобили семейств «Мотовоз» (на базе автомобилей «Урал») и «Мустанг» (на базе автомобилей «КАМАЗ»), что позволит значительно повысить боевой потенциал войск.

В части Космических войск в рамках ГПВ-2015 запланирован комплекс мероприятий по восполнению орбитальной группировки военного назначения новыми типами космических аппаратов. Запланировано завершение работ по созданию на российской производственной базе модернизированной ракеты-носителя среднего класса «Союз-2» и семейства ракет-носителей «Ангара», запуски которых будут осуществляться с территории РФ. Также будут выполнены работы по поддержанию и дальнейшему развитию космодрома Плесецк, обеспечено развитие наземной инфраструктуры

Одним из главных отличий государственной программы вооружения на 2007-2015 годы (ГПВ-2015) является то, что при ее формировании впервые использовалась единая система исходных данных для программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики Российской Федерации.

Второй важнейшей особенностью нынешней ГПВ является, как я уже говорил, сосредоточение основных усилий на закупке и ремонте ВВТ, что соответствует одной из целей ГПВ-2015 - переход к комплектным закупкам современных образцов ВВТ и максимальное поддержание в исправном состоянии существующего парка техники.

При этом в ГПВ-2015 объективно определены затраты на реализацию программных мероприятий, отражающих потребительские свойства продукции военного назначения и обеспечивающих заинтересованность организаций оборонно-промышленного комплекса в своевременном и качественном выполнении заказов.

Учет этих факторов стал возможен на основе использования современных информационных технологий. На основе таких технологий стало возможным оценивать различные варианты программы и выбирать рациональный. Именно так было при формировании ГПВ-2015.

— В соответствии с законодательством Российской Федерации механизм формирования любой программы предусматривает процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. С учетом этого в процессе подготовки Государственной программы вооружения она согласовывалась с федеральными агентствами и министерствами, отвечающими за развитие оборонно-промышленного комплекса. В рамках такого согласования оценивалась не только реализуемость тех или иных мероприятий ГПВ, но и во многом определялись цели дальнейшего развития ОПК.

Необходимо, чтобы ОПК соответствовал бы следующим основным требованиям:
- способствовал эффективно решать задачи технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации в сложившихся объемах финансирования государственного оборонного заказа;
- имел высокую «мобильность», позволяющую оперативно изменять свою структуру по мере изменения внутренних и внешних условий с тем, чтобы быстро адаптироваться под изменение конъюнктуры рынка;
- имел высокую мобилизационную готовность, обеспечивающую, при необходимости, возможность быстрого перехода на условия военного времени и снабжение войск всей номенклатурой вооружения и военной техники;
- оперативно откликался на потребности войск в образцах ВВТ с требуемыми тактико-техническими характеристиками;
- имел минимальный риск выполнения оборонных заказов, что необходимо для повышения реализуемости Государственной программы вооружения.

Уменьшение типажа образцов ВВТ позволит:
- значительно сократить общие расходы на производство и содержание ВВТ в войсках;
- сократить общие расходы на ремонт ВВТ;
- провести сбалансированное развитие образцов ВВТ по номенклатуре;
- снизить затраты на подготовку необходимых специалистов.

В целях устранения имеющихся недостатков и совершенствования системы технического обеспечения ВС РФ в настоящее время утверждена и реализуется федеральная целевая программа по реструктуризации запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на период до 2010 года, ведется разработка ведомственных целевых программ «Развитие инфраструктуры парков вооружения и военной техники на 2009-2011 годы», «Совершенствование систем эксплуатации и войскового ремонта вооружения, военной и специальной техники ВС РФ на 2009-2011 годы», «Совершенствование системы подготовки (до-подготовки, переподготовки) младших специалистов по техническим военно-учетным специальностям на 2009-2011 годы» и ряд других, в рамках которых предусмотрены необходимые первоочередные мероприятия.

При этом в части стратегических вооружений предусматривается повышение уровня оснащенности всех компонентов стратегических ядерных сил современными образцами вооружения до уровня 60-80%. Основу ядерной триады будут составлять новые ракетные комплексы: наземного базирования «Тополь-М» и морского - «Булава-30».

На сегодняшний день пять полков РВСН перевооружены шахтным комплексом «Тополь-М». Как известно, на боевое дежурство 15 декабря 2006 года был поставлен первый ракетный дивизион подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь-М».

Также будет продолжено и строительство новых подводных крейсеров стратегического назначения, вооруженных ракетным комплексом «Булава». Уже в ближайшее время в боевой состав флота будут включены две такие субмарины - «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Третья лодка этой серии, «Владимир Мономах», была заложена на ФГУП «Севмашпредприятие» в апреле прошлого года.

Запланированы также работы по модернизации авиационных комплексов дальней авиации Ту-160 и Ту-95МС.

— Как известно, основу экспортного потенциала Российской Федерации в настоящее время составляют образцы вооружения, созданные для отечественных Вооруженных Сил. Поэтому сегодня планирование развития системы вооружения осуществляется с учетом экспортных возможностей тех или иных образцов.

Более того, военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами, наряду с государственным оборонным заказом, является важным источником развития оборонно-промышленного комплекса страны.

Все это обусловило то, что формирование программ и планов развития системы вооружения и военно-технического сотрудничества объединено контуром программно-целевого планирования.

Одной из современных тенденций развития отечественного оборонно-промышленного комплекса является создание интегрированных структур, что, как предполагается, позволит им на равных конкурировать с зарубежными компаниями.

Об эффективности интеграционных процессов в оборонной промышленности свидетельствует и мировой опыт: сегодня практически во всех странах мира конкурентная среда в области создания тех или иных типов вооружения сокращена до одной-двух компаний.

Аналогично обстоят дела и с созданным в соответствии с Указом президента РФ от 20 февраля 2006 г. №140 ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», в которое вошли все ведущие авиастроительные компании страны.

В результате создания ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» принципиально изменилась направленность интеграционных процессов: ранее осуществленная интеграция «вертикального» типа дополнена интеграцией «горизонтального» типа. В результате, в рамках одной интегрированной структуры, предполагается осуществлять выпуск авиационной техники всей номенклатуры.

находятся в стадии разработки.

 

Системные показатели Федеральной целевой программы «Жилище»

на 2011 – 2015 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

 

Наименование индикатора Ед. Изм. Всего
1. Уровень обеспеченности населения жильем (на конец года) кв. метров на человека 24,2 22.8 23.1 23.4 23.8 24.2
2. Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) лет 4.3 4.2 4.1
3. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств процентов
4. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (нарастающим итогом) тыс. семей 33.7 66.9 101.4 135.9
5. Годовой объем ввода жилья млн. кв. метров
6. Доля ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, в общем объеме ввода жилья процентов
7. Доля ввода малоэтажного жилья в общем объеме ввода жилья процентов
8. Количество граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия (нарастающим итогом) тыс. семей 83,5 16.5 32.2 46.2 64.4 83.5
9. Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых завершены (нарастающим итогом) штук
10. Количество разработанных (актуализированных) национальных стандартов и сводов правил в рамках Программы штук    

……………………………………………………………………………………….