IV. Составьте план одного из указанных выше уроков. При разработке урока используйте директивные документы МО РБ, методическую и учебную литературу.

Проект урока по информатике для _11_ класса.

Урок 2. Тема: Создание и редактирование БД

Цели урока:

Обучающие:

o научить приемам редактирования базы данных, правилам выполнения простой и вложенной сортировки БД, правилам формирования запроса на поиск информации,

o научить редактировать БД, выполнять сортировку и поиск записей БД.

Развивающие:

o развивать представления о возможностях программной среды Excel,

o привить навык работы в данной среде, создания структуры БД, редактирования и сортировки БД, анализа и синтеза,

o привить навык самостоятельной работы, навык обобщения.

Воспитательные:

o воспитание терпения в работе, четкой организации учебного процесса, информационной культуры, культуры общения.

ТСО:мультипроектор.

Время(этап урока) Деятельность учителя Деятельность учеников
I.Организационный момент (1 – 2 минуты) Проверка отсутствующих, говорит тему урока Записывают в тетрадь число и тему урока
II. Повторение (10-15 мин) Фронтальный опрос Что называется БД? Приведите примеры БД. В каких сферах человеческой деятельности может оказаться необходимым создание и ведение БД? Что значит реляционная БД? Что является минимальным объектом БД? Какого типа могут быть поля в БД? Что в БД называют записью? Что такое ключ в БД? Что значит создать структуру БД?   Отвечают на вопросы
III. Создание и редактирование БД (20-25 мин) – Представьте, что вы начальник отдела кадров на некотором предприятии. Какую структуру могла бы иметь БД работников предприятия? Все вместе учащиеся создают структуру БД, определяя поля и оговаривая их тип. Один из учащихся вносит название полей в таблицу на компьютере, которая через мультипроектор демонстрируется на экран.На закрепление навыков редактирования БД учащиеся выполняют лабораторную работу.
VI. Домашнее задание (2 мин) Готовиться к самостоятельной работе по теме.  

 

Лабораторная работа

Редактирование БД

1. Открыть БД, место расположения которой D:/БД/Работники. Готовая БД содержит сведения о работниках некоторого предприятия (Приложение 1).

Внимание! Перед выполнением какого-либо действия над объектами БД активной должна быть любая заполненная ячейка.

Все действия над БД и ее объектами выполнять из пункта меню Данные.

2. Данные – Форма

Найти запись о работнике Шолохов Николай Борисович и удалить ее.

3. Критерии – в Ф.И.О. указать Шолохов, клавиша Enter. В окне появится запись об этом человеке.

4. Удалить – на запрос Да. Запись исчезнет из БД.

Добавить новую запись.

5. Добавить: табельный номер 122374, Ф.И.О. Антипов Виталий Сергеевич, должность токарь, оклад 2750, стаж работы 20, адрес Лесной проезд 3–15.

Изменить запись.

6. Критерии – Кириллов Иван Сергеевич, изменить оклад на 2500.

7. Закрыть.

Изменить структуру БД, добавив поле с именем “образование”.

8. Выделите столбец 4, Вставка – Столбцы. Добавится пустой столбец.

9. Заполните ячейки столбца: инженеры, начальник цеха, завотделом и мастер имеют высшее образование, сторожа – среднее, все остальные – среднее специальное.

Сортировка записей.

10. Выполним сортировку, расположив записи в алфавитном порядке по фамилиям: Данные – Сортировка – сортировать по Ф.И.О.

 

11. Расположим записи в порядке возрастания стажа работы, а затем по Ф.И.О.: Данные – сортировка – сортировать по стаж – затем по Ф.И.О. Обратите внимание, все записи расположились в порядке возрастания стажа, а те, у кого стаж одинаков, например, у работников со стажем 12 лет, фамилии расположились в алфавитном порядке.

V. Разработайте практикум «Выполнение практических заданий из различных предметных областей».

Вариант 1.

База данных Библиотека.

1. Создать параметрический запрос для отображения фамилий и телефонов учеников, которые должны сдать книги до даты, определенной параметром, и названий этих книг.

2. Создать запрос для отображения числа учеников каждого класса, взявших книги.

3. Создать отчет по обеим таблицам.

Вариант 2.

База данных Туризм.

1.Создать запрос для отображения всей информации о фирмах, предлагающих путевки на отдых в горнолыжных базах.

2.Создать запрос для отображения информации о стоимости путевок в Египет с учетом предоставляемых скидок.

3.Создать отчет по обеим таблицам.

Вариант 3.

База данных Банк.

1.Дать запрос на создание таблицы, отображающей информацию о курсах продажи и покупки долларов США и Канады.

2.Создать запрос для отображения информации о сумме продажи по всем отделениям.

3. Создать отчет по продаже и покупке валюты по всем отделениям с указанием общей суммы.

Вариант 4.

База данных Магазин.

1.Создать параметрический запрос для отображения всей информации о фирмах, поставляющих определенный значением параметра товар.

2. Создать запрос для отображения общей суммы поставок каждого товара.

3.Создать отчет по второй таблице, включив все поля, указать общую сумму поставок каждого товара.

VI. Найдите в учебниках (учебных пособиях) и выпишите в тетрадь определения основных понятий по теме:

База данных (БД)– это совокупность взаимосвязанных данных, которые хранятся во внешней памяти компьютера, и организованы по определенным правилам, которые предполагают общие принципы описания, хранения и обработки данных.

СУБД организует хранение информации таким образом, чтобы ее было удобно:

· просматривать,

· пополнять,

· изменять,

· искать нужные сведения,

· делать любые выборки,

· осуществлять сортировку в любом порядке.

Основные элементы интерфейса окна показаны на рисунке

 

Таблицы – это основной объект базы данных, в котором хранятся все данные, имеющиеся в базе, а также структура базы (поля, их типы, свойства).

Структуру простейшей базы данных можно рассматривать как прямоугольную таблицу, состоящую из вертикальных столбцов и горизонтальных строк. Вертикальные столбцы принято называть полями, а горизонтальные строки - записями. Единицей хранимой информации является горизонтальная строка-запись, которая хранит информацию, например, об одном ученике в классе в журнале. Каждая запись представляет собой совокупность полей.

Запроспредоставляет возможность отобрать данные из таблиц на основании определенных условий.

Типы полей:

1. СИМВОЛЬНЫЙ - поля этого типа предназначены для хранения в них информации, которая рассматривается как строка символов и может состоять из букв, цифр, знаков препинания и т.п.

2. ЧИСЛОВОЙ - поля этого типа предназначены только для хранения чисел.

3. ДАТА - поля этого типа предназначены для хранения каких-либо дат в фиксированном формате: число, месяц, год.

4. ЛОГИЧЕСКИЙ - поля этого типа предназначены для хранения альтернативных значений вида "ДА" - "НЕТ" или "ПРАВДА" - "ЛОЖЬ". При этом значению "ДА" соответствует нахождение в поле символа "Т", а значение "НЕТ" - символа "F".

5. ПРИМЕЧАНИЕ (Memo) - поля этого типа используются для хранения фрагментов текста (примечаний).

Отчет – это объект базы данных, предназначенный для эффективного представления данных в печатной форме.

VII. Выберите правильный ответ:

ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭЛЕМЕНТОМ БАЗЫ ДАННЫХ ACCESS? 1.панели 2.модули 3.макросы 4.таблицы
УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ТИП ФОРМ 1.одиночная 2.связанная 3.автоформа 4.комбинированная
КАКАЯ КОМАНДА УСТАНАВЛИВАЕТ ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ? 1 ВСТАВКА 2 ПРАВКА 3 ВИД 4 ФАЙЛ
УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ТИП ДАННЫХ В ACCESS 1. текстовый 2. параметрический 3. числовой 4. логический
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ 1. таблица с параметром 2. форма с параметром 3. запрос с параметром 4. отчет с параметром
ЧТО НЕЛЬЗЯ ВЫПОЛНИТЬ В ЗАПРОСЕ ACCESS? 1.группировку 2.сортировку 3.выбор по условию 4.построить диаграмму
ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ШАБЛОН НА ЗАПРОС ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ "РУС*" 1.Все записи с национальностью "русский" 2.Все записи с национальностью "русская" 3.Все записи с национальностью на букву "р" 4.Все записи с национальностью на "рус"
В ЗАПРОСЕ НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ 1.функции 2.несвязанные таблицы 3.связанные таблицы 4.арифметические операции
ДЛЯ ФОРМАТИРОВАНИЯ ФОРМ И ОТЧЕТОВ ACCESS ИСПОЛЬЗУЕТСЯ РЕЖИМ 1.таблицы 2.просмотра 3.конструктора 4.форматирования
    КНОПКИ В ФОРМЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ ПАНЕЛИ 1.стандартная 2.кнопки 3.элементов 4.форматирования
УСЛОВИЕ НА ВВОДИМОЕ ЗНАЧЕНИЕ ACCESS ЗАДАЕТСЯ В 1. конструкторе таблиц 2. конструкторе запросов 3. конструкторе отчетов 4. команде – условие
ОБЪЕКТЫ ФОРМЫ НЕЛЬЗЯ 1. перемещать 2. удалять 3. форматировать 4. копировать 5. нет правильного ответа

VIII. Ответьте на следующие методические вопросы:

1. В какой последовательности Вы, как учитель, будете вводить основные понятия данной темы?

 

 

2. Подготовьте перечень заданий для школьников, направленных на формирование основных умений и навыков работы с СУБД на примере спроектированного Вами фрагмента СУБД.

Заполнить таблицы, исходя из следующей информации

Страна Территория (тыс.кв. км) Население (тыс.жит.)
Австрия
Великобритания
Дания
Ирландия
Италия
Люксембург 2,6
Монако 1,5
Нидерланды
Португалия 92,2

 

Страна Города
Австрия Вена (столица), Линц, Грац, Зальцбург, Инсбрук
Великобритания Лондон (столица), Глазго, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль
Дания Копенгаген (столица), Хельсингер, Орхус, Оденфе, Ольберг
Ирландия Дублин (столица), Корк,
Италия Турин, Милан, Венеция, Генуя, Рим (столица)
Люксембург Люксембург (столица), Эш
Монако Монако (столица), Ла-Кондамин, Монте-Карло
Нидерланды Амстердам (столица), Гаага, Роттердам, Харлем
Португалия Лиссабон (столица), Порту, Брага, Коимбра

При создании таблиц обратить внимание на необходимость введения кода дополнительно к названию. Это можно пояснить следующими примерами: название страны может измениться (была Верхняя Вольта, стала Буркина-Фасо) , а разные города могут иметь одинаковые названия (Брест в Беларуси и Франции).

Задание 1:

Установить связи между таблицами Страны и Города по полю «код страны».

Задание 2:

Отсортировать таблицу Страны по полю Страна. Выполнить фильтрацию данных просмотра следующей информации:

  • о странах с населением больше 10 млн. жителей;
  • о странах с территорией больше 50000 кв. км

Задание 3:

Для базы данных Страны подготовить форму Страна. На нее поместить кнопку, которая дает возможность получить сведения о городах страны из подчиненной формы Города.

3. Составьте текст задания для школьников, направленного на создание фрагмента базы данных. Продумайте тематику и структуру базы с учетом разнообразия типов информации. Сформулируйте инструк­цию для учеников, содержащую сведения о том, какие требования Вы предъявляете к выполнению этого задания.

Темы для составления таблиц данных:

1) Каталог педагогических программных средств. Поля: тип машин, на­звание, область применения, на каких этапах обучения применимо, в каком классе используется, требования к технической комплектации.

2) Компьютер-Land. Поля: марка процессора, разрядность, монитор, возможность изменения конфигурации, особые отличия, цена.

3) Список методической литературы по информатике. Поля: название, автор, издательство, год издания, объем, при обучении каким темам может быть применима.

По сведениям о планетах Солнечной системы составьте базу данных «Планеты Солнечной системы» с полями: Планета, Среднее расстояние от Солнца, Период обращения, Масса, Радиус, Число спутников. Составьте запрос на выборку сведений о планетах, масса которых меньше массы Земли.

4. Имеется табличная база данных «Нобелевские лауреаты»:

Фамилия Страна Год присуждения Область деятельности
Э. Резерфорд Великобритания Физика
Ж.Алферов Россия Физика
Л.Ландау СССР Физика
И.Мечников Россия Физиология
М.Шолохов СССР Литература
В.Гейзенберг Германия Физика
Н.Семенов СССР Химия
Б.Шоу Великобритания Литература

1). Определить ключевое поле таблицы

а) Фамилия б) Страна в) Год присуждения г) Область деятельности

д) Фамилия + область деятельности

 

2). Сформулировать условие отбора, позволяющее получить список учёных, работавших в СССР или в России и получивших премию в ХХ веке:

а) Страна = Россия И Страна = СССР ИЛИ Год < 2000

б) Страна = Россия ИЛИ Страна = СССР И Год < 2000

в) Страна = Россия ИЛИ Страна = СССР ИЛИ Год< 2000

г) Страна <> Россия ИЛИ Страна = СССР И Год >2000

д) Страна <>Россия И Страна <> CCСР И Год >2000

 

3). Записать порядок строк в таблице после сортировки по возрастанию в поле Страна +Год

а) 1,8,6,4,2,7,3,5 б) 1,8,6,2,4,3,5,7 в) 1,4,8,6,7,5,3,2 г) 1,2,3,6,4,5,8,7

д) 5,6,7,1,2,3,4,8

 

4). Какие записи удовлетворяют условию отбора Год < 1930 ИЛИ Год > 1970

а) таких записей нет б) 4,8,1 в) 1,8,4,2 г) 7,8 д) 1,2

5. Имеется ли в списке факультативных курсов, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь, факультативный курс, направленный на дальнейшее развитие данной темы? Если есть, то какой, в противном случае предложите тематику и примерную программу такого факультатива.

Технология обработки информации в СУБД Microsoft Access.