ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Управление государственной службой

Другие виды государственной службы

В соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей государственная служба может быть подразделена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти.

За этими рамками остается служба как профессиональная деятельность в органах прокуратуры, которая также должна быть (и является по существу) государственной. В Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» и в Положении о федеральной государственной службе в числе органов, в которых осуществляется государственная служба, прокуратура РФ не упоминается; в законе не устанавливаются также государственные должности, которые относятся к государственной службе. Если следовать логике законодателя, то прокуроры - это «другие» лица, непосредственно исполняющие полномочия государственных органов и занимающие государственные должности категории «А». Сотрудники прокуратуры (помощники прокурора, следователи) могут быть отнесены к лицам, занимающим государственные должности государственной службы категорий «Б» и «В».

Современная государственная служба организуется и осуществляется с учётом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности.

Поэтому к государственной службе относят:

военную службу;

службу в органах внутренних дел;

в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и т.д.

Правовое регулирование этих и других специализированных видов государственной службы характеризуется системностью, охватывая службу в органах всех уровней или службу в соответствующих отраслях (сферах) в целом.

В специальной литературе общепризнано подразделение государственной службы на два вида:

гражданскую (например, служба в государственных органах РФ и ее субъектов, в администрации области);

милитаризованную (например, военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспасательная служба).

Гражданская служба может быть:

общефункциональной - это осуществление общих, традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации области, её отделах и департаментах, в министерствах, государственных комитетах, комитетах и т.д.);

специальной - это реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например, судейская, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте, деятельность государственного нотариуса).

Гражданская служба и милитаризованная могут включать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функции и особой внутриотраслевой компетенции.

Милитаризованная служба (военная, полицейская и т.д.) имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение этих видов государственной службы и соответствующих государственных служащих.

Для милитаризованной службы характерны следующие отличительные от гражданской службы признаки профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка.

Поступление на государственную службу милитаризованного характера осуществляется лицами, достигшими, как правило, восемнадцатилетнего возраста, наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций милитаризованных служащих, эти служащие имеют особые условия поступления на службу, её прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы, наличие установленного в специальных административно-правовых нормативных актах особого правового статуса милитаризованных служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т.д), особый порядок привлечения к правовой ответственности (особенно административной и материальной).

Федеральная государственная служба представляет собой систему центральных органов федеральной исполнительной власти и включает в себя следующие её виды:

1. Государственная архивная служба (Росархив).

2. Государственная налоговая служба (Госналогслужба).

3. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК).

4. Федеральная служба геодезии и картографии (Роскартография).

5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

6. Федеральная служба занятости (ФСЗ).

7. Федеральная служба безопасности (ФСБ).

8. Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз).

9. Федеральная миграционная служба (ФМС).

10. Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).

11. Федеральная служба по телевидению и радиовещанию (ФСТР).

12. Служба внешней разведки (СВР).

13. Федеральная пограничная служба (ФПС).

14. Федеральная служба почтовой связи.

15. Государственная фельдъегерская служба РФ.

16. Федеральная служба железнодорожных войск.

17. Федеральная автомобильно-дорожная служба России (ФАДС России).

18. Федеральная авиационная служба России (ФАС России).

19. Федеральная служба морского флота России (Росморфлот).

20. Федеральная служба речного флота России (Росречфлот).

21. Федеральная служба охраны РФ (ФСО России).

22. Федеральная служба налоговой полиции РФ.

23. Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополии на транспорте.

24. Федеральная служба России по сохранению культурных ценностей.

 

В процессе формирования государственной службы и дальнейшего развития её системы актуализируется вопрос об управлении государственной службой.

Управление государственной службой можно рассматривать с двух сторон:

1) как организующую деятельность, имеющую определённое административное содержание и особый предмет и осуществляемую в установленных организационно-правовых формах;

2) как деятельность специально созданных государственных органов.

Управление государственной службой осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, проведения единой государственной кадровой политики, создания гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе установленных Конституцией РФ, федеральными законами, уставами (конституциями) субъектов РФ принципов.

Управление государственной службой характеризуется следующими признаками:

1) это практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы;

2) это функция государственных органов, которая осуществляется в определённых организационно-правовых формах и реализуется специально созданными государственными органами;

3) основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом;

4) управление основывается на принципах законности, гласности, подчинённости вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы.

Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» устанавливает трёхзвенную систему специальных управленческих органов, осуществляющих деятельность по координации работы и решению задач государственной службы, которые определены в законодательных актах Федерации и её субъектов, и по обеспечению эффективности государственной службы.

Система органов управления государственной службой включает Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ в качестве федерального органа, органы по вопросам государственной службы субъектов РФ, кадровую службу государственного органа.

Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ осуществляет координацию деятельности по реализации задач, вытекающих из Федерального закона «Об основах государственной службы РФ».

Его состав:

от Президента РФ шесть человек;

от Совета Федерации Федерального Собрания РФ три человека;

от Государственной Думы Федерального Собрания РФ три человека;

от Правительства РФ шесть человек;

от Конституционного Суда РФ два человека;

от Верховного Суда РФ два человека;

от Высшего Арбитражного Суда РФ два человека.

 

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Становление государственной службы в Киевской Руси и Московском централизованном государстве.

2. Развитие государственной службы России в период правления двора Романовых.

3. Государственная служба России в советское время.

4. Развитие государственной службы в современной России.

5. Сферы функционирования государственной службы в современной России.

6. Определения понятия «государственная служба».

7. Определение понятия «муниципальная служба».

8. Аспекты государственной и муниципальной службы.

9. Признаки государственного органа.

10. Функции государственных служащих в широком понимании этого слова.

11. Общие признаки государственной службы.

12. Виды государственной службы.

 

Преподаватель: Г.Леоновец

Текст лекции рассмотрен на заседании кафедры государственного и муниципального управления « » декабря 2011 года, протокол №__.

 

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:

- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

- возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное информационное взаимодействие людей,

б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.