Концепции деструктивной роли масс

Функциональная теория конфликта

В рамках функциональной теории конфликта (Г. Зиммель) проблема народных масс ставится в ином плане, а именно: как можно массы и отдельные социальные группы использовать не с целью раз­вития общества и перехода к более высокому состоянию, а с целью стабилизации развития, сохранения устойчивости и существующей власти.

Функционалисты подчеркивают, что социальные отношения в обществе складываются в систем­ном контексте. В обществе существуют органическая связь процессов, ассоциации и диссоциации. Конфликт в обществе не явля­ется неизбежным. Конфликт – распространенная черта системы. Однако далеко не всегда конфликты приводят к разрушению или изменению системы. Более того, конфликт – один из главных процессов, которые служат сохранению социального целого и его укреплению. Можно выделить следующие ключевые тезисы функциональной теории. Конфликт становится более острым в следующих случаях:

1) чем лучше, плотнее сбиты, сгруппированы социальные группы;

2) чем выше сплоченность каждой группы;

3) чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально;

4) чем крепче раньше было согласие участвующих в конфликте групп;

5) чем меньше изолированы и обособлены группы;

6) чем больше конфликт является не средством, а самоцелью.

С другой стороны:

1) чем острее конфликт, тем большая сплоченность каждой группы;

2) чем острее конфликт и чем меньше интегрирована группа, тем больше вероятность ее деспотичной централизации;

3) чем больше группа выражает интересы своего меньшинства, тем сильнее ее сплоченность;

4) чем чаще конфликты и чем менее они остры, тем меньше возможностей распада группы;

5) чем сильнее враж­дебные группы, тем больше они будут стремиться сохранять дистанцию и не ввязываться в конфликт непосредственно.

Таким образом, в рамках функциональной теории разработаны характеристики процессов конфликта и механизмы опоры на народные массы с целью стабилизации современного этапа развития общества.

Однако не во всех учениях существует позитивное отношение к роли масс в истории. Концепция деструктивной роли масс развивается в учениях Ф. Ницше, Э. Канетти, Х. Ортеги-и-Гассета.

Ницше считает, что массы способны только разрушать; созидать способны лишь отдельные сильные личности. Сугубо негативистское отношение к «массе» существует в работах Э. Канетти.

Канетти в своей работе «Масса и власть» отождествляет массу с животным организмом. Если отдельный человек обладает сознанием и индивидуальными эмоциями, чувствами, волей, то в массе, толпе он превращается в клеточку единого животного организма. Масса снимает все различия и индивидуальные характеристики человека. Будучи одним, человек беззащитен перед лицом мира и более всего он боится встретиться с необходимостью принимать самостоятельные решения, включать сознание перед лицом необычности, новых обстоятельств. Масса защищает его от этого страха, но одновременно отнимает у человека его человеческое существо – сознание. В массе у индивида работают лишь животные инстинкты. Человек чувствует, что является частью животного организма, который сильнее его в тысячу раз, поэтому способен к таким радикальным поступкам, которые он осуждал бы, обладая индивидуальностью. Однако, поскольку в массе нет общего сознания и осознанных целей, способности понимать осознанный выбор, она способна только разрушать.

Х. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс» дает дальнейшие разъяснения понятия массы. Он противопоставляет массу и меньшинство. Меньшинство – это совокупность лиц, выделяющая себя из остальных. Масса – лица, не выделяющие себя ничем; это не рабочие или простолюдины, масса – это «средний человек», всякий, кто ни в добре, ни во зле не меряет себя особой мерой.

Чтобы ощутить массу как реальность, не нужно скопления людей, массу можно ощутить по одному человеку, который чувствует себя таким, как все. Когда человек говорит о себе, что он простой средний человек – это не подвергает его на какое-либо развитие. Если же человек убеждается, что он – заурядность, серость и бездарность – он уже не масса. Выделив себя из массы, пусть и в качестве наиболее «слабого звена», человек замечает свои ограничения и видит цели, задачи собственного развития.

Действия массы стихийны. Когда масса действует сама – это бунт, направленный против себя, потому что под массовым колесом уничтожается все, что не укладывается в рамки «среднего» человека, всякая творческая индивидуальность. Масса не способна к творчеству, а только к действию, аналогичному «суду Линча».