Исторические условия возникновения средневековой европейской философии

Средневековая философия

Средневековая европейская философия представляет собой чрезвычайно важный, содержательный и продолжительный этап в истории философии, который охватывает периоду - XV веков. В конце века н.э. Западная Римская империя была завоевана вторгшимися с севера германскими племенами, которые создали на ее территории свои самостоятельные государства. С этого времени в Западной Европе рождается и развивается новый общественный строй - феодализм, главным признаком которого является феодальная собственность на землю. Постепенно происходит закрепощение свободных крестьян и иное подчинение их классу земельных собственников - феодалов.

Официальной идеологией феодального общества становится христианская религия, которая в IV веке превратилась в официальную религию римской империи. К этому времени уже сложилось официальные христианское учение и официальная церковь во главе с папой омским. Развертывается ожесточенная борьба между светскими и духовными феодалами за доминирующую роль в обществе.

Развитие философской мысли периода средневековья было пронизано проблемами религии. Церковь монополизировала нее процессы развития образования и научного знания. В таких условиях философия могла развиваться только с позиции церкви. Ее содержание и развитие полностью зависело от теологии,или богословия, которое представляло собой совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

В истории средневековой философии выделяется два этапа: патристика (VI века) и схоластика (XI-XV века). Патристикаобозначает совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей I-III веков. Схоластика- это тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Он получил наиболее полное развитие в Западной Европе.

В целом философия средневековья характеризуется следующими чертами:

- во-первых, ей был свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность, поскольку Библия стала отправным источником и мерой оценки любых теорий философии;

- во-вторых, поскольку Библия понималась как свод законов бытия и повелений Бога, особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета;

- в-третьих, философии средневековья была присуща тенденция к назидательству и учительству.