Комплексные системы стандартов.
Порядок разработки и изменения государственных стандартов.
Государственный контроль и надзор за соблюдением
требований государственных стандартов
Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определённой последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТ Р 1.2 – 921):
- 1-я стадия – организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку;
- 2-я стадия – разработка проекта стандарта (первой, при необходимости – последующей редакций);
- 3-я стадия – разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;
4-я стадия – принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;
5-я стадия – издание стандарта.
Особенности разработки других категорий стандартов (ОСТ, СТО, СТП) изложены в ГОСТ Р 1.4 - 932 с учётом специфики предприятий и организаций-разработчиков стандарта.
Государственный стандарт в процессе его применения может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или даже отменён в связи с прекращением выпуска продукции.
Изменения к стандарту составляют при замене, дополнении или исключении отдельных требований стандарта. Изменения к стандарту зачастую разрабатывают с целью введения новых, более прогрессивных требований.
Пересмотр стандарта означает замену его новым стандартом. В новом стандарте при этом указывают, взамен какого стандарта он вводится. Обозначение стандарта при этом сохраняется с заменой цифр года принятия (утверждения) стандарта.
Контрольные вопросы.
1. Назовите последовательные стадии создания стандарта.
2. Какие действия могут быть совершены со стандартом?
3. В каких случаях составляют изменения к стандарту?
4. Как производится пересмотр стандарта?
Современное народное хозяйство имеет сложную структуру - включает в себя порядка 350 отраслей и подотраслей. Условие его эффективного функционирования, как большой системы - непротиворечивость, согласованность его тесно взаимосвязанных и взаимодействующих структурных составляющих.
Масштабы народного хозяйства и сложные межотраслевые связи его многочисленных организаций и предприятий вызвали необходимость создания комплексных систем стандартов. Использование таких межотраслевых, общих для народного хозяйства систем стандартов обеспечивает экономичность, высокое качество продукции и эффективность труда инженерного и управленческого.
Все межотраслевые комплексные системы стандартов можно разделить на три группы:
- система стандартов по организации труда, производства и управления;
- система стандартов, обеспечивающих качество продукции;
- система стандартов социальной сферы.
Системы стандартов представлены категориями стандартов ГОСТ и ГОСТ Р. Система классификации и кодирования представлена в виде общероссийских классификаторов, приравненных к государственным стандартам.
Как правило, обозначение стандартов той или иной комплексной системы в регистрационном номере содержит цифровой шифр (цифры с точкой), который характеризует принадлежность стандарта данной системе. Например, ГОСТ Р 1.0 – 92, ГОСТ 2.307 – 68, ГОСТ 14.201 – 83.
В Российской Федерации функционируют следующие важнейшие межотраслевые системы стандартов:
ГСС – Государственная система стандартизации, шифр 1;
ЕСКД – Единая система конструкторской документации, шифр 2;
ЕСТД – Единая система технологической документации, шифр 3;
УСД – Унифицированная система документации, шифр 6;
СИБИД – Система информационно-библиографической документации, шифр 7;
ГСИ – Государственная система обеспечения единства измерений, шифр 8;
ССБТ – Система стандартов безопасности труда, шифр 12;
ЕСТПП – Единая система технологической подготовки производства, шифр 14;
ЕСПД – Единая система программных документов, шифр 19;
СПДС – Система простой документации по строительству, шифр 21;
Система сертификации ГОСТ Р (без аббревиатуры), шифр 40;
Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ГЭСИ) представлена в виде многочисленных общероссийских классификаторов промышленной и сельскохозяйственной продукции (98 наименований).
Общероссийские классификаторы:
ОКПО – Классификатор предприятий и организаций;
ОКУД – Классификатор управленческой документации;
ОКПДТР – Классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
ОКДП – Классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг;
ОКИН – Классификатор информации о населении,
и так далее.
Контрольные вопросы.
1. Какие факторы вызывают необходимость создания комплексных систем стандартов?
2. На какие группы принято делить комплексные системы стандартов?
3. Что такое общероссийские классификаторы?
4. Какие межотраслевые системы стандартов Вы знаете?
5. Назовите примеры общероссийских классификаторов.
3.3. Обеспечение научно-технического уровня стандартов.
Научно-технический уровень стандартов характеризуется степенью соответствия установленных в них требований достижениям научно-технического прогресса. Повышение научно-технического уровня стандартов достигается в результате глубоких научных исследований свойств объекта стандартизации, наличия фундаментальной методологической базы и основанных на ней нормативных и методических документов, организационных мероприятий, направленных на систематическое и оперативное внедрение передовых научно-технических достижений при разработке новых и корректировке действующих стандартов. Требования стандартов должны устанавливаться исходя из потребностей народного хозяйства, экспорта и обороны страны.
Мероприятия по повышению научно-технического уровня стандартов являются неотъемлемой частью Государственной системы стандартизации. Систему мероприятий, базирующуюся на решении теоретических, методологических и организационных вопросов, можно объединить в следующие три группы:
Первая группа включает мероприятия по программированию государственной стандартизации важнейших объектов народного хозяйства с включением научных исследований и экспериментальных работ, по проведению научной экспертизы проектов стандартов, дальнейшей их разработке и внедрению.
Вторая группа мероприятий направлена на обеспечение научно-технического уровня стандартов на всех этапах их прохождения, начиная с разработки технического задания и до утверждения и внедрения.
Значительная роль в обеспечении соответствующего уровня стандартов на завершающей стадии их разработки принадлежит научно-технической, экономической, правовой и, в определённых случаях, терминологической экспертизе. Организация-разработчик несёт всю полноту ответственности за научно-технический уровень разработанных стандартов, организация-эксперт отвечает за научно-технический уровень подвергнутых экспертизе стандартов.
Третья группа мероприятий направлена на обеспечение разработчиков стандартов и экспертов необходимой информацией о действующих международных, зарубежных и национальных стандартах передовых в техническом отношении стран и данными об уровне качества продукции, выпускаемой за рубежом, на всех этапах разработки, согласования и экспертизы стандартов.
Контрольные вопросы.
1. На какие группы разделяют систему научно-технических мероприятий в стандартизации?
2. Расскажите о значении программирования в стандартизации.
3. На каких этапах процесса стандартизации необходимо обеспечение научно-техническим сопровождением стандартизации?
4. Каково значение информации о достижениях стандартизации во всём мире?