В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии была открыта школа с семилетним сроком обучения. Преподавание в ней велось на русском языке, причем изучался и татарский язык.

В 1825 году в Оренбурге на базе татарской школы было создано Неплюевское военное училище, реорганизованное в 1844 году в кадетский корпус. В 1846 году был открыт кадетский корпус в Омске, созданный на базе Сибирского казачьего войскового училища.

Одним из следствий присоединения Казахстана к России было появление русско-казахских школ. До присоединения к России на территории Казахстана существовали только конфессиональные школы – мектебы и медресе, готовившие служителей религиозного культа. Обучение в них велось на арабском языке.

Большой вклад в изучение культуры, быта и происхождения казахов внесли русские востоковеды, объединившиеся еще в середине XIX века в Восточное отделение Русского археологического общества. В конце XIX – начале XX вв. почти в каждом номере «Записок » и «Трудов» отделения помещались статьи, заметки, критико-биографические очерки по истории и этнографии казахского народа, фольклорные материалы.

Известную роль в изучении истории, культуры и быта казахского народа сыграли столичные этнографические музеи, которые в XIX - начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Так, музей антропологии и этнографии Академии наук в 90-х годах XIX века имел постоянную экспозицию казахских этнографических предметов.

Казахские этнографические коллекции имелись в Петербургском Русском музее основанном в 1895 году по инициативе Русского географического общества, в музее археологического общества в Дашковском этнографическом музее в Москве, в музеях Верного, Екатеринбурга, Казани, Омска, Оренбурга, Саратова, Семипалатинска, Ташкента. Они привлекли внимание общественности к культуре и быту казахского народа, способствовали распространению достоверных сведений о жизни казахов.

В научных учреждениях и обществах работали такие видные востоковеды России, как В.В. Григорьев, В.В.Вельяминов-Зернов, Я.В. Ханыков, И.Н.Березин, В.В. Бартольд, Н.А. Аристов и другие, которые оставили после себя фундаментальные труды о Казахстане.

Созданные в конце XIX века в Казахстане научные учреждения и общества подготовили научную базу для более широкой колониальной эксплуатации казахской степи. Вместе с тем они собрали и ввели в научный оборот огромное количество материала по истории и экономике Казахстана, которые стали источниковой базой для последующих исследователей.

Первым светским учебным заведением в Казахстане было «Азиатское училище», открытое в 1789 году в Омске, который был центром управления северными областями Казахстана. В 1841 году в Ханской ставке ханом Джангиром основана первая русская школа – пансион для детей ближайших помощников хана (султанов-родоуправителей, старшин, биев).