Переселенческая политика царизма в Казахстане

Переселение русских крестьян в казахские степи и проводимые российским правительством преобразования не могли не сказаться на социально-экономическом развитии края. Массовые изъятия земель отрицательно сказались на развитии земледелия у казахов, причем изымались казахские земли, удобные для хлебопашества, а лучшие участки предоставлялись русским переселенцам. В результате этого рост земледелия происходил не за счет роста посевов у казахского населения, а за счет увеличения посевов у переселенцев. Необходимо отметить, что переселение русских крестьян – это противоречивый исторический процесс. Существовавшие факты хозяйственных контактов крестьян-переселенцев и казахов, естественно, не могли изменить всей структуры сельского хозяйства, но они являлись элементами социально-экономического процесса в Казахстане – колонии. Хлебопашество, твердо входившее в казахский быт, оставалось вторым после скотоводства занятием. Российское самодержавие, преследуя свои колонизационные цели, проявило заинтересованность в переходе казахов к оседлости. С переходом казахского населения к оседлости и земледелию, решался в какой-то степени вопрос землеустройства казахов, а это в свою очередь, открывало широкий простор для дальнейшей экспроприации “свободных” казахских земель под переселенческие участки.

В 1896 году при Министерстве внутренних дел было организовано переселенческое управление, которое сыграло зловещую роль в судьбе казахского народа. В казахскую степь были организованы две экспедиции под руководством Ф.Щербины и Н.Н.Румянцева, которые выявили “излишки” земель у казахского народа. В результате этого с конца XIX века началось планомерное изъятие казахских земель и заселение их казачеством и переселенцами.

Переселенческая политика царизма проводилась в несколько этапов: Первый этап- 70-80 гг. XIXвв. –до выхода указа 1889 года “О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли”. На первом этапе переселенческая политика царизма преимущественно охватывала регионы: Акмолинская, Уральская, Семипалатинская, Тургай и Семиречье. Второй этап- 90 гг. XIXв. - до 1905 года. Характеризуется активностью крестьянского переселения в Казахстан. На этом этапе государство регулирует процесс переселения. Третий этап-с 1906-до 1916 года совпадает с реализацией столыпинской аграрной реформы, с “Новым курсом” правительства, составной частью которого являлась переселенческая политика.

После завоевания Россией казахских земель и подавления очагов сопротивления в Младшем жузе Россия приступает к планомерной колонизации Казахстана, превращая ее в экономический придаток, источник сырья, рынок сбыта товаров. Для осуществления этой цели Россия начинает активную переселенческую политику.

Отмена крепостного права в 1861 году в России не разрешает аграрного вопроса. Продолжаются крестьянские выступления в России, в центральных губерниях России в 1891-1892гг. начинается голод. И для разрешения такого рода проблем царское правительство с середины 60-х годов XIXвека от военно-казачьей колонизации переходит к массовому переселению. Цель данной политики заключалось в следующем: создание в их лице опоры на новом месте, образование источника пополнения колониальных войск, проведение русификаторской политики царизма.

Планомерное переселение русских и украинских крестьян почти во все области края началось в начале 70-х годов XIX века и массовой характер приобрело в 80-х годах. До начала XIX века переселение рассматривалось исключительно, как способ колонизации постоянно присоединившихся к государству окраин, причем иногда оно поощрялось, было принято ряд частных узаконений и распоряжений регулировавших положение самовольных переселенцев, а затем более активное участие в направлении переселения.

По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 году разрабатываются “Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье” действовавшие до 1883года. По “Временным правилам” переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей до 30 десятин на мужскую душу, освобождение от налогов и повинностей на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.

В 1889 году был принят закон “О переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли” и этот закон распространялся на Тургайскую и Уральскую области. По нему переселенческое движение сосредоточивалось в руках правительства и для переселения требовалось специальное разрешение.

Положение 1889 года фактически открыло Казахстан для переселенцев из России, но оно, как и все последующие законодательные акты, не смогло упорядочить переселенческое движение.

В 70-90-х годах XIX века из Восточного Туркестана в Жетысу были переселены уйгуры и дунгане. Переселение шло в два этапа. На первом этапе в 1877 году в район Токмака прибыла группа дунган, на втором в 1881-1883 годах, согласно Санкт-Петербургскому договору, из Илийского края переселились уйгуры и дунгане.

Из переселенцев образованы были пять волостей: Жаркентская, Кетменская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Карасуйская. По переписи 1897 года число переселенцев составляло: дунган-14130, уйгуров-55999 человек.

Поскольку лучшие земли в Жетысу были изъяты в пользу казачества, уйгуры и дунгане получили участки, которые без искусственного орошения были мало пригодны для земледелия. Проводить арыки и магистральные каналы было очень трудно.

Исходя из правил поземельного устройства сельского населения области, установленных Семиреченским областным правлением в 1882 году дунгане и уйгуры должны были получить по 10 десятин земли на мужскую душу. Однако 1885 году, когда приступили к отводу наделов для переселенцев, на мужскую душу выделялось 4-5 десятин с обложением оброчной податью. Фактически переселенцы получали участки по более заниженным нормам. На 10000 дунганского населения в Жетысу было выделено 27000 десятин земли.

Сельское и городское уйгурское и дунганское население разделилось на общины, со своей администрацией, мечетью и возглавляющим ее духовным лицом. Земля распределялась по отдельным хозяйствам, формально она считалась общинной. Царские власти мало интересовал вопрос о распределении земли внутри общины. Дунганская и уйгурская общины были удобным средством в руках колониальных властей для сбора налогов с населения по принципу круговой поруки.

Дунгане и уйгуры принесли с собой в Жетысу издавна сложившееся земледелие с искусственным орошением. Скотоводство и прочие промыслы имели второстепенное значение. Среди зерновых преобладала пшеница, ею засевалось более половины земель. Также засевались ячмень, просо, овес, рис. Рисоводством сравнительно широко дунгане начали заниматься с 1888 года, после освоения и орошения арендованных земель по правому берегу реки Чу. У уйгуров рисоводство не стало доминирующей культурой, как у дунган. Они в основном, занимались садоводством, огородничеством и бахчеводством. Выращивались персики, новые для Жетысу сорта яблок, груш, слив, винограда.

Продукты сбывались в ближайших городах и на ярмарках как самими дунганскими и уйгурскими крестьянами, так и приезжавшими к ним перекупщиками.

Уйгуры занимались также хлопководством и частично шелководством. Они культивировали лен и кунжут для приготовления масла. Таким образом, для хозяйства уйгур –дунганских переселенцев было типично многообразие культур.

Скотоводство у дунган и уйгур самостоятельного промыслового значения не имело и велось с целью обеспечения хозяйств рабочим скотом. Разводились главным образом лошади, коровы, и частично овцы и козы.

Земледельческая техника у дунганского и уйгурского крестьянства находилась на низком уровне.

Переселяя уйгурских и дунганских крестьян в Казахстан, царское правительство преследовало две цели: ослабить экономическую базу Китая в Кульдже и использовать переселенцев в качестве военной силы против Китая.

В результате переселенческой политики царской администрации основные плодородные земли были переданы переселенцам, а казахский народ согнан в безводные, малопригодные земли. Изменилось демографическое положение Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 года удельный вес казахского народа сократился в Казахстане до 87,1 процентов. Из проживавших 4 471,8 тысяч, населения казахи составляли - 3 399,5, русские и украинцы –532,7, татары-55,4, узбеки –73,5 тысячи, уйгуры-56 тысяч. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием. Таким образом, они служили военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политике Российской империи.

Поселившись на новых местах, уйгурское и дунганское крестьянство, оказалось под тяжелым налоговым гнетом.

Переселенческая политика царизма нанесла огромный ущерб казахскому обществу. Основными чертами, характеризующими царскую переселенческую политику, являются; во-первых, изъятие лучших, наиболее ценных угодий вместе с водными источниками по произволу чинов переселенческого ведомства; во-вторых, полное игнорирование нужд казахского населения, порождавшее земельную путаницу и нарушавшее естественный и привычный цикл кочевок; в-третьих, постоянное смещение казахских аулов с обжитой территории, со сносом строений, с занятием готовых ирригационных сооружений и древесных насаждений и, в-четвертых, допущение массового самовольного переселения, с последующим оформлением переселенцев.

Изъятие лучших земельных угодий в начале колонизации производилось без всяких норм, выработанных экспедициями Щербины и Кузнецова находя их “преувеличенными”. Особо тщательных обследований казахского землепользования не производилось, и землеустроительные партии сплошь и рядом основывались на устных “сведениях” об излишках земли и определяли изъятия на основе рекогносцировочной, “глазомерной” съемки. Мало того, в Северном Казахстане, где пресные водные источники были немногочисленны, изъятие их для нужд поселков лишало возможности казахов осваивать остающиеся в их пользовании земли. Царский чиновник Чиркин по этому поводу писал: “После образования переселенческих участков киргизы бросали на произвол судьбы весьма обширные земельные площади и переставали ими пользоваться, так как у них изъяты были необходимые водные источники”.

При землеотводных работах не соблюдались хозяйственно-технические правила землеустройства. В результате казахи постепенно оттирались в глубь степи на худшие земли, подальше от культурных центров, железных дорог и водных артерий.

 

  1. Культура Казахстана во второй половине XVIII-XIX вв.