ВВЕДЕНИЕ

Обучаясь в высших учебных заведениях, студенты получают знания по выбранной специальности. Однако ограничиваться рамками лишь профессиональной подготовки недостаточно для человека, имеющего высшее образование. После окончания вуза молодой человек вступает в самостоятельную жизнь, где уже не будет рядом педагогов, наставников, помогающих разобраться в некоторых непредвиденных ситуациях. И здесь ему придут на помощь умения и навыки, полученные в стенах вуза и которые он должен реализовать.

Знать историю, изучающую социально-экономическую, общественно-политическую, культурную жизнь общества во всех его проявлениях и аспектах необходимо математику, географу, химику, филологу и другим специалистам. Предметом исследования историков всегда являются конкретные события и явления. Прошлое казахского народа и его предков, всех наций и народностей, населяющих Республику Казахстан – это органическая связь с мировой историей. История Казахстана изучает процессы возникновения и развития человеческого общества, расцвет и разложение государств, эволюцию социальной жизни и экономических отношений, взаимоотношений с соседними народами и странами, национально-освободительную борьбу, вклад в мировую цивилизацию племен и народов казахской степи.

Объективная история становится на современном этапе развития Республики Казахстан одним из факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности, укрепления суверенитета, осознания гражданственности и патриотизма. Определяющей становится тенденция к рассмотрению истории Казахстана в контексте мирового исторического процесса.

Преподавание курса «История Казахстана» студентам неисторических факультетов должно носить познавательный и воспитательный характер, основываться на новейших теоретико-методологических подходах, современной источниковой базе.

С введением кредитной технологии обучения возрастает объем самостоятельной работы студентов. Для качественной подготовки студентов к семинарским занятиям, итоговому экзамену, для усвоения учебного материала в полном объеме необходим качественный учебник.

Цель авторов данного курса лекций - способствовать более углубленному изучению отечественной истории, способствовать формированию у студентов научного подхода к истории Казахстана, показать реальное развитие исторического процесса во всей его противоречивости и целостности.

Курс лекций по истории Казахстана для неисторических факультетов составлен с учетом кредитных часов, выделенных на изучение дисциплины «История Казахстана» и утвержденных Госстандартом Республики Казахстан. Из 135 часов на лекционные занятия отведено 30 часов. При распределении часов для изучения той или иной темы учитывались: степень изученности ее казахстанскими учеными, обеспеченность учебно-методической литературой и особенности преподавания курса на неисторических факультетах КазНУ им. аль-Фараби.

Авторы курса лекций раскрывают только основные вопросы той или иной темы, с целью дать возможность студентам самостоятельно изучить отдельные моменты курса, как того требует кредитная система обучения.

Ранее коллективом историков, в числе которых и авторы данного курса лекций, были подготовлены и изданы два тома хрестоматий по новой и новейшей истории Казахстана. В них в соответствии с кредитной технологии обучения были собраны документы и материалы по истории Казахстана. Также в 2005 году был издан коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета КазНУ им. аль-Фараби «Курс лекций по новой и новейшей истории Казахстана».

Опираясь на данный обновленный курс лекций и указанные учебные пособия, студенты неисторических факультетов получают возможность углубленной, самостоятельной подготовки к государственному экзамену по истории Казахстана.