Вопрос 1. Правовой статус Президента РФ

Лекция 9

Конституционный статус Президента Российской Федерации

План:

Вопрос 1. Правовой статус Президента РФ и его компетенция.

Акты Пре­зидента РФ.

Вопрос 2. Основания и порядок досрочного прекра­щения полномочий Президента РФ.

Вопрос 3. Совет Безопасности: состав, порядок дея­тельности, компетенция.

 

Наделение Президента РФ статусом главы государ­ства было продиктовано логикой построения правовой государственности в России, потребностью существо­вания такого института государственной власти, кото­рый обеспечивал бы конституционный порядок, устой­чивость и преемственность всего государственного ме­ханизма власти.

В российском федеративном многонациональном го­сударстве Президент РФ выступает как один из гаран­тов, обеспечивающих целостность и единство России. Президент является персонификацией российской госу­дарственности.

Современная российская конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, на­деляя его большими полномочиями. Объясняется это тем, что Президент РФ не входит ни в одну из суще­ствующих ветвей власти. Он является главой государ­ства России как демократического правового государ­ства с республиканской формой правления и обеспечи­вает со государственное функционирование и взаимодействие органов, государственной власти. Как глава государства Президент призван консоли­дировать государственную власть, обеспечивать консти­туционным путем разрешение всех разногласий и конфликтов между органами государственной власти, субъектами Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей федерации в целом. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет един­ство многонационального народа, суверенную государ­ственность России.

Местопребыванием Президента, его резиденцией яв­ляется столица России — Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Го­сударственный флаг России.

Главным символом президентской власти в РФ яв­ляется штандарт (флаг) Президента РФ. Описание штан­дарта (флага) Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 15 февраля 1994г. Также официаль­ными символами президентской власти являются Знак Президента РФ и специально изготовленный единствен­ный экземпляр официального текста Конституции РФ в соответствии с Указом Президента РФ «Об официаль­ных символах президентской власти и их использова­нии при вступлении в должность вновь избранного Пре­зидента РФ» от 5 августа 1996г.

Конституционный статус главы государства, преж­де всего, предполагает наличие специфических для это­го органа прав и обязанностей во взаимодействии с други­ми властями, делающего Президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется, прежде всего, в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными за­конами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), при­нимать меры по охране суверенитета России, ее незави­симости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Кон­ституции РФ), приостанавливать действие актов орга­нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Консти­туции РФ и федеральным законам, международным обя­зательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого воп­роса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделение рос­сийского Президента такими обширными полномочия­ми обусловлено тем, что он выступает как гарант не­зыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент РФ решает воп­росы российского гражданства и предоставления поли­тического убежища, награждает государственными на­градами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и выс­шие специальные звания, осуществляет помилование.

В качестве главы государства Президент РФ назна­чает выборы в Государственную Думу, а также распус­кает Думу в случаях и порядке, предусмотренных Кон­ституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандида­туры для назначения на должности судей высших феде­ральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

Особое значение для России как федерации имеет право главы российского государства использовать со­гласительные процедуры для решения тех или иных кол­лизий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Представляя Российскую Федерацию в отношениях с другими государствами, Президент осуществляет ру­ководство внешней политикой, ведет переговоры и под­писывает международные договоры (а также другие пол­номочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ).

В правотворческой сфере Президент РФ активно ис­пользует право законодательной инициативы в Государ­ственной Думе, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, издает ука­зы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов. В отличие от прежней Конституции РСФСР 1978 г. с поправками, внесенными в нее при учреждении поста Президента в 1991 г., Конституция Российской Федера­ции 1993 г. не называет Президента РФ главой испол­нительной власти, а определяет его исключительно как главу государства. Однако это не означает какое-либо сужение полномочий Президента, уменьшение влияния на организацию деятельности исполнительной власти. На конституционном уровне не закрепляется положе­ние о том, что Президенту принадлежит исполнитель­ная власть. В ст. 110 Конституции РФ четко оговарива­ется, что исполнительную власть в России осуществля­ет Правительство. На практике российский Президент обладает исполнительной властью. Она реализуется им как непосредственно, так и через Правительство. При Президенте создана собственная администрация, пред­ставляющая собой разветвленную специализированную систему, которая, к сожалению, иногда дублирует дея­тельность федеральных исполнительных органов.

Объем полномочий главы государства в сфере испол­нительной власти зависит от формы правления и поли­тического режима конкретного государства.

По конституционным параметрам Россия — полупре­зидентская республика. Особенностью данной республи­ки является стремление поставить главу государства над всеми ветвями власти не в качестве лица, сосредоточива­ющего в своих руках полномочия законодательной, ис­полнительной и судебной власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними. В отличие от президентских республик (например, США) в России Президент, явля­ясь главой государства, не является одновременно гла­вой Правительства. В силу этого Правительство несет ответственность не только перед Президентом, но и пе­ред парламентом.

В сфере исполнительной власти Президент РФ наде­лен весьма широкими полномочиями. Во-первых, по формированию Правительства и по обеспечению функционирования органов исполнитель­ной власти. Президент руководит Правительством при наличии главы Правительства — Председателя, Прези­дент РФ единолично формирует федеральную исполни­тельную власть и руководит ею. Смещение федераль­ных министров и реорганизация всего Правительства также находятся во власти российского Президента. Лишь назначение Президентом РФ Председателя Правительства происходит с согласия Государственной Думы, Причем, если Государственная Дума троекратно; отклонит представленную Президентом кандидатуру-Председателя Правительства РФ, то Президент имеет право самостоятельно назначить Председателя Правительства РФ, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ст. III Конституции РФ). Президент вправе председательствовать на заседаниях Прави­тельства РФ.

Во-вторых, по контролю за деятельностью Прави­тельства. Правительство РФ ответственно перед Прези­дентом РФ. И именно ему, а не Федеральному Собра­нию, заявляет о своей отставке в случае, если оно считает невозможным осуществление возложенных на него функций, которая принимается или отклоняется Пре­зидентом РФ. Только Президент РФ принимает реше­ние об отставке Правительства РФ.

Президент также формирует Администрацию Пре­зидента РФ, назначает Руководителя Администрации, координирующего деятельность управлений, отделов и служб Президента России или его Администрации. К числу таких управлений относятся: государственно-правовое, контрольное, финансово-бюджетное, по рабо­те с территориями, информационное, управление по воп­росам гражданства и др. Основными задачами Админи­страции Президента являются организационное, информационное, правовое обеспечение деятельности главы государства, организация его взаимодействия с другими органами государственной власти, поддержа­ние связей с общественными организациями, средства­ми массовой информации.

В-третьих, по руководству органами исполнительной власти в военной сфере. Президент РФ является Вер­ховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину РФ, концепцию нацио­нальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет при­зыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет пол­ную (всеобщую) или частичную мобилизацию (ст. 83, 87 Конституции РФ).

Президент формирует и возглавляет Совет Безопас­ности РФ, статус которого определяется Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Этот орган осуще­ствляет разработку предложений по обеспечению защи­ты конституционного строя, государственного сувере­нитета, территориальной целостности страны, участву­ет совместно с другими органами в выработке военной политики России. Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ.

Реализуя свои функции и осуществляя конституци­онные полномочия, Президент РФ издает указы и рас­поряжения. Указанные акты появились вместе с инсти­тутом Президента — в июле 1991 г. Акты Президента относятся к числу подзаконных правовых актов. Следу­ет выделить два вида указов: нормативные и индивиду­альные. Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие. Индивидуальные указы — это решения Президента, ка­сающиеся вопросов гражданства, предоставления поли­тического убежища, награждения государственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов федеральной ис­полнительной власти.

В современный период сфера правового регулиро­вания, охватываемая указами, весьма широка. Норма­тивные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. В постановлении Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. указано, что практика издания ука­зов, восполняющих пробелы в правовом регулирова­нии по вопросам, требующим законодательного реше­ния, конституционна, если, во-первых, они не расхо­дятся с Конституцией РФ и федеральными законами и, во-вторых, их действие ограничивается периодом до принятия соответствующих законов.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подле­жат утверждению Советом Федерации Федерального Со­брания РФ.

Распоряжения— это вторые по значимости (после указов) правовые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные по­ручения, задания, предписания частного характера. Акты Президента публикуются в официальных издани­ях. Распоряжения — это решения по оперативным, орга­низационным и кадровым вопросам, а также по вопро­сам работы Администрации Президента РФ.

Акты Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Консти­туции РФ). Это означает, что они не могут не испол­няться или быть приостановлены либо отменены орга­нами государственной власти или субъектов Российс­кой Федерации или органами местного самоуправления на соответствующих территориях.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации».