Влияние характеристик информации на состояние неопределенности

Источники объективных и субъективных неопределенностей

Особенности неопределенности как процесса и как явления

 

Неопределенность и риск рассматриваются как явление и как процесс. Как явление неопределенность представляет собой набор нечетких или размытых описаний объектов или процессов, взаимоисключающей или недостаточной информации. К явлениям относятся и непредвиденные события, возникающие помимо воли руководителя, способствующие изменению хода запланированных мероприятий.

Как процесс– это деятельность работника, принимающего ошибочные решения либо из-за некомпетентности, либо из-за сложности задания.

В практике ПРУР неопределенность рассматривается как единое целое, в котором явление создается процессом, а процесс формирует явление.

 

Неопределенности бывают объективные и субъективные.

Объективные неопределенности не зависят от руководителя или специалистов, разрабатывающих или реализующих УР. При этом источник неопределенности находится вне организации или вне влияния на него субъекта УР.

Субъективные неопределенности возникают из-за профессиональных ошибок, упущений, несогласованности, сложности задания, нехватки времени. Источник неопределенности может находиться внутри организации или вне ее, если субъект УР может воздействовать на нее. Субъективные неопределенности составляют основную часть суммарных неопределенностей.

Выделяют четыре уровня неопределенности:

1) 10-15% - низкий не влияет на основные этапы процесса разработки и реализации управленческого решения;

2) 40-50 - средний, который требует пересмотра некоторых этапов разработки и реализации решения;

3) 70-80% - высокий предполагает разработку новых процедур;

4) 90-100% - сверхвысокий, находящийся вне понимания специалистов, который не позволяет оценить и адекватно интерпретировать данные о складывающейся ситуации.

Уровень неопределенностей во многом зависит от характеристик информации. Руководителям следует использовать релевантную информацию или справочную информацию, использовав, справочники, сертификаты, свидетельства. Задача руководителя заключается в поиске необходимой информации, оценке ее характеристик, выделении важной части, позволяющее анализировать текущее состояние системы, в которой разрабатывается решение. Для поиска и обработки информации используются соответствующие технологии требуется высокопрофессиональный персонал и финансовые и временные затраты. Информация оценивается по достоверности, объему, ценности и насыщенности.

Степень достоверности информации определяется как соотношение реальных сведений и общего объема информации, выраженное в процентах. Информация достоверна, если она не искажает истинного положения дел. Достоверность имеет три уровня: абсолютный (100%), доверительный (более 80%) и негативный (менее 80%).

Объем информации характеризует ее полноту в системе управления, достаточную для понимания и принятия обоснованного решения. Уровни объема бывают: избыточными, субминимальными и недостаточными.

Ценность информации – это степень снижения уровня неопределенности, которая проявляется в снижении временных и финансовых затрат на принятие правильного решения. Существуют четыре уровня ценности: нулевой, средний (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более чем на 10%), высокий (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза) и сверхвысокий (сокращении уровня затрат более чем в 10 раз).

Насыщенность определяется как соотношение профессиональной и фоновой информации. Уровни насыщенности: высокий (80-100%), нормативный (50-80%), низкий (менее 50%).

 

Характеристика информации Уровень характеристики
Достоверность Абсолютная, доверительная
Объем Избыточная, субминимальная
Ценность Средняя, высокая
Насыщенность Нормативная

 

Рис. 8.1. Требования к характеристикам информации