ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1905-1984)

 

Михаил Шолохов – всемирно признанный классик литературы ХХ в. Он сумел масштабно и художественно выразительно показать жизнь народа и отдельной личности во всем ее многообразии и психологической глубине в переломные исторические периоды сложного, насыщенного общественными катаклизмами столетия. Шолохов – автор грандиозной эпопеи «Тихий Дон», охватывающей период Октябрьской революции и гражданской войны. Замечателен его рассказ «Судьба человека», запечатлевший суровую эпоху Великой Отечественной войны, и справедливо названный рассказом-эпопеей. Есть еще целый ряд произведений, в которых Шолохов попытался отразить свое время, высказать свое отношение к нему, о чем скажем далее.

Отрадно, что Шолохов представляет тот нечастый случай, когда писатель при жизни, хотя и здесь не без оговорок, получил широкое признание и удостоился многих наград. В 1965 г. Шолохову была присуждена также Нобелевская премия.

Родился Шолохов в 1905 г. в хуторе Кружилином станицы Вешенской области Войска Донского, - скончался в станице Вешенской (уже Ростовской области).

В начале 1926 г. выходит первый сборник рассказов Шолохова «Донские рассказы», а вскоре, с дополнением новых, он переиздается в том же 1926 г. под названием «Лазоревая степь».

К своим ранним рассказам Шолохов относился критически, считая их «наивными, детски беспомощными», но ценно то, что в основе рассказов лежали реальные события, лично пережитое, тот бесценный опыт, который способствовал исторически верному мировосприятию и верной расстановке акцентов при написании эпопеи «Тихий Дон».

Над «Тихим Доном» Шолохов работал пятнадцать лет, с 1925 по 1940 г. В своей эпопее писатель хотел показать в полном развороте жизнь казачества, затем революцию, гражданскую войну на Дону. Роман охватывает события за девять лет – с весны 1912-го по весну 1921-го. Название романа «Тихий Дон» контрастно оттеняет трагические события в нем: кровопролитные войны «взорвали» мирную жизнь казачества.

Масштабное звучание и мировое значение романа определяется тем, что его содержание выходит за рамки казачьей жизни и расширяется до постановки философских проблем: родина и революция, личность и общество, человек и история, свобода и необходимость, проблема выбора и др. – вопросы, которые неизменно встают перед человеком и требуют решения, в какой бы стране он ни жил и к какой бы среде ни принадлежал.

К концу публикации романа читатели забросали Шолохова письмами, прося для главного героя, Григория Мелехова, светлого и праведного конца, но Шолохов не поддался соблазнительным уговорам и остался верен горькой правде.

Описывая жизнь мирных казаков, Шолохов прежде всего подчеркивает в них трудовое начало. Но не только в работе красивы казаки. Шолохов с любованием описывает игрища, конные состязания, обряды сватовства, свадьбы, поверья и верования казаков. Однако писатель не обходит стороной грубые домостроевские обычаи, темные суеверия в их среде. Словом, о казачестве читатель узнает все.

Судьба казачества в период тяжелых испытаний начала века в значительной мере показана через восприятие и жизненный путь Григория Мелехова. Это человек мужественный, с большим чувством достоинства, не желающий ничего принимать на веру, благородный, берущийся за оружие не из корысти, выгоды, а в поисках правды. Конечно, он и оступается, и ошибается, но всегда стремится быть верным своему человеческому «я». Именно такой герой нужен был писателю, он быстро завоевывает сочувствие читателя, приковывает его страстное внимание к описываемым событиям.

Когда началась гражданская война, Григорий выбирает стан красных, руководимый председателем Донревкома Федором Подтелковым (историческая личность, хотя Шолохов не преследовал цель изобразить ее документально). Но вскоре его вера в Подтелкове рухнула, в частности после того, как Подтелков расправился без суда и следствия с белогвардейским карательным отрядом Чернецова.

К февралю 1919 г. среди казачества созрела идея казачьего сепаратизма: ни с красными, ни с белыми, а за казачью автономию.

Мелехов, поверивший в возможность создания казачьей автономии, принял активное участие в этом восстании в качестве командира дивизии, но, столкнувшись с необходимостью уничтожать подобный себе простой народ, переживает тяжелый душевный кризис (после расправы с красными матросами). Пройдя еще через многие мытарства, в последний раз воевал Мелехов, скрыв свое прошлое, в конной армии Буденного на польском фронте. Вернувшись с войны в хутор, Григорий надеялся, наконец, зажить мирной жизнью, но нет, пришлось бежать. Михаил Кошевой, когда-то друг, а теперь еще и зять, который возглавил власть в хуторе, принял решение сообщить о Григории в ревтрибунал. После предупреждения Дуняшки Григорий бежит из хутора, но по дороге его захватывает банда Фомина, и он вынужден какое-то время воевать вместе с ними, но при первом же удобном случае бросает банду, тайком встречается с Аксиньей и зовет ее бежать вместе на Кубань. Аксинья с готовностью откликается, но по дороге гибнет.

После гибели Аксиньи Григорий какое-то время скрывался в лесу, но потом решил вернуться в хутор. По дороге он все оружие бросил в Дон – Григорий бесконечно устал от войны. В последней сцене романа мы видим Григория у ворот своего дома с сыном Мишаткой на руках.

В романе Шолохов широко показал трагедию разрушения единства народа, всю мерзость войны – жестокие убийства, расправы, грабежи, насилие, страшные между людьми вообще, еще более – среди одного народа, а тем более – между соседями, родственниками. Вот Дарья Мелехова садистски убивает своего кума, добрейшего Ивана Алексеевича, Митька Коршунов вырезал всю семью Кошевого, а Кошевой в отместку убил деда Гришаку. Дошло дело до убийства брата своего друга и будущей жены - Петро Мелехова. Гибель и разор по всей земле, о чем не раз горько печалится автор, вступая в повествование. И все-таки Шолохов вводит в финал ребенка, что являет собой знак надежды. И это в традициях русской литературы – изображать правду жизни во всем ее драматизме, сложности и противоречиях, но всегда оставлять луч надежды и веру в добро.

По жанру «Тихий Дон» - роман-эпопея, в нем дается широкий разворот народной жизни в решающий, поворотный момент исторического развития. Характерными чертами эпопеи являются поэтому включение в действие большого количества действующих лиц, массовых сцен, переплетение многих сюжетных линий. Главный герой эпопеи – народ, а яркие индивидуальности, действующие на авансцене, представляют своей судьбой типичные процессы, происходящие в жизни народа. Эту величавую масштабность эпопеи и являет собой «Тихий Дон». Однако критики долгое время не принимали Григория Мелехова с его трагической судьбой как представителя большинства казачества, героя своего времени. Конъюнктурные мотивы требовали называть его «отщепенцем», отступником от избранного пути своего народа в революции, главным виновником своей неудавшейся жизни. Однако новаторство эпопеи Шолохова во многом связано как раз с образом Григория Мелехова. Как свидетельствуют сравнительно недавно опубликованные данные, большинство казачества колебалось в выборе пути в революции. И Григорий Мелехов, в соответствии с текстом романа Шолохова, вовсе не эгоист и «отщепенец», а личность, настойчиво искавшая правду, пытавшаяся сделать правильный выбор, колеблясь между белым и красным станом, но не вина его, а беда воюющих сторон в том, что правды он не нашел ни у одних, ни у других, потому что и те и другие действовали методом террора.

Замечательны женские образы в романе. Старшая среди них – Ильинична, мать Григория Мелехова. Ей свойственны лучшие качества, которые отличают мать, жену, хозяйку большого дома: это любовь и преданность мужу и детям, великое трудолюбие. Образ Ильиничны возвышается в романе до символа матери всего народа. Узнав о расправе Григория с красными матросами, она своим мудрым словом пытается отвратить его от греха, вызвать в нем человеческое сострадание.

С замечательным мастерством создал Шолохов образы Натальи и Аксиньи, двух прекрасных женщин, беззаветно посвятивших свою жизнь любви к Григорию. Обе они красивы. Каждая из героинь с большим чувством достоинства, хотя и проявляется оно по-разному. Право любящей законной жены дает Наталье силу, чтобы пойти к Аксинье и потребовать «отдать» ей Григория, уверенность в том, что именно она достойна любви Григория помогает ей, живя в доле Мелеховых, упорно ждать его возвращения.

Аксинья же верит в право взаимного чувства, в свое право любить и быть любимой несмотря ни на что, тем более после унизительной жизни со Степаном.

Обе женщины испепеляются в любви. Наталья пыталась покончить с собой и только чудом спаслась. Аксинья тоже готова погибнуть от руки Степана, открыто заявляя ему, что она все равно любит Григория. И Григорий любит обеих женщин, каждую по-своему. И все-таки есть что-то необъяснимое, что делает Аксинью единственной для Григория.

Оскорбленные любовь и достоинство становятся причиной смерти Натальи. И Аксинья, готовая любой ценой помочь Григорию, быть рядом с ним, дважды бежит с ним из хутора; один раз, тяжело заболев тифом, едва возвращается к жизни, а в другой раз, убегая с любимым, погибает от пули.

Шолохов настолько психологически достоверно рисует характеры и поступки своих героев, настолько естественны и убедительны чувства всех троих, что не поворачивается язык кого-то обвинить, разве что задумаешься о сложности и неоднозначности происходящего в жизни.

Убедительность описанных событий в «Тихом Доне», проникновенный лиризм романа во многом достигаются за счет такого приема повествования, как соединение в одном периоде авторской, прямой и несобственно-прямой речи. Возникает эффект слияния мыслей и переживаний героев с авторским чувством.

Важную роль в художественной палитре писателя играет пейзаж. Любимые герои Шолохова чутко воспринимают природу, чувствуют ее красоту. Часто использует писатель характерный для фольклора прием предварения событий описанием картин природы.

Замечательная эпопея Шолохова неизменно вызывала восхищенные отклики читателей. Но, к сожалению, было и другое. Начиная с 20-х гг. Шолохова преследовала клевета о плагиате, авторство «Тихого Дона» приписывалось то литератору Голоушеву, то писателю Ф.Крюкову. Шолохов считал причиной этой клеветы зависть братьев-писателей. В 20-е гг. за Шолохова вступились Горький и Серафимович. Но даже после получения писателем Нобелевской премии разговоры о плагиате не прекращались. В 70-е гг. они возникли вновь из-за работы И.Медведевой-Томашевской (Д.). «Стремя «Тихого Дона», где автором романа назывался Ф.Крюков. Но шведские и российские ученые провели экспертизу и доказали авторство Шолохова.

В 1932 г. Шолохов выпустил в свет первую часть своего романа о коллективизации «Поднятая целина». Роман нес ложную идею прогрессивности и народности колхозного движения, хотя писатель не обошел события раскулачивания, перегибы руководства в проведении «сплошной коллективизации». Вслед за первой книгой в конце 1932 г. писатель закончил вчерне и вторую, но она так и не появилась в печати. Уходя на фронт, Шолохов сдал ее в архив, но потом рукопись пропала.

Нетрудно понять, почему вторую часть романа Шолохов не опубликовал, по-видимому, это было связано с голодом 1932-1933 гг., унесшим миллионы жизней. Вторая книга «Поднятой целины», написанная заново, вышла в свет в 1959-1960 гг., но по своим художественным достоинствам она значительно уступала первой, это, конечно, было связано с тем, что писателю не удалось вдохновиться колхозной жизнью, которая после тридцатилетнего опыта все более обнаруживала свою несостоятельность.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов работал военным корреспондентом газеты «Правда», в которой опубликовал много статей и репортажей. Наиболее ярким произведением этого периода явился рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943-1944 гг. в «Правде» и «Красной звезде» начал печататься роман Шолохова «Они сражались за родину», писатель работал над ним и после войны, но роман так и остался незавершенным.

Самое значительное последнее произведение Шолохова – рассказ «Судьба человека», напечатанный в газете «Правда» в конце 1956 года – начале 57 г. Рассказ этот стал сразу известным и любимым читателем. Герой его – человек обыкновенной жизни, подчеркиваю, не обыкновенный человек, а человек обыкновенной жизни, потому что фронтовик Андрей Соколов все-таки необыкновенный человек. Вся жизнь героя каждым эпизодом, каждой черточкой настолько связана с жизнью страны, что вырастает в образ широкого обобщения, образ монументальный. Поэтому, безусловно, соглашаешься с критиком Л.Якименко, который назвал «Судьбу человека» рассказом-эпопеей.