Золотая булла» 1356 года, «Саксонское зерцало».

Средневековое право Германии.

 

Источники и система. В период с V по XI в. архаичес­кое «народное» право восточных франков имело племен­ной характер, и в его основе лежали такие принципы, как святость обычая, коллективная «совесть» и ответственность сородичей, кровная месть (с постепенным вытеснением ее композицией — денежными возмещениями), коллективное правосудие с применением «божьего суда» (ордалии), соприсяжничества и иных символических обрядов.

Становление королевской власти, а затем ее устойчи­вое ослабление обусловили правовой партикуляризм в те­чение всего периода германского средневековья. С фор­мальной точки зрения в Германии начиная с XII—XIII вв. не существовало «общегерманского права», если не счи­тать императорского законодательства по отдельным воп­росам, а было право различных территориальных образо­ваний, включая право городов.

Кроме того, германская средневековая правовая сис­тема отличалась отчетливым обособлением комплекса пра­вовых норм, касающихся высшего феодального сословия, так называемого ленного права. Если в Англии и в определенной мере во Франции с XIII в. нормы права, регулиру­ющие вассально-ленные отношения, действовали в тесной взаимосвязи с другими нормами феодальной правовой сис­темы, то в Германии традиционным стало деление права на земское (право земли, территории — Landrecht) и лен­ное (Lehnrecht). Ленное, земское, городское, каноническое право в Германии регулировало одни и те же отношения (поземельные, имущественные, брачно-семейные, наследственные) по-разному, в зависимости от сословной принад­лежности субъекта права и местности, территории, право которой на него распространялось. Чаще всего определить его «собственное» право мог только суд.

Средневековое право вообще, и германское право в ча­стности, демонстрирует особую приверженность к судебным процедурам, в ходе которых человек мог «искать свое право».

Тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что в Герма­нии были выработаны некоторые общие правовые принци­пы и институты, которые, будучи добровольно признан­ными различными политическими единицами, составили основу «общего права» Германии. Такие принципы форми­ровались как на базе универсальных норм обычного права германцев, так и в ходе законотворческой деятельности германских императоров в XII — первой трети ХШ в., ко­торая затем фактически прекратилась и активизировалась только в XVI в. Так называемые "статуты мира", периоди­чески издаваемые императором и рейхстагом в XII—XIII вв., содержали общие нормы, относящиеся к охране собствен­ности и жизни и угрожавшие похитителям, поджигателям, убийцам и другим «нарушителям мира» различными нака­заниями. В период с 1103 по 1235 г. таких «статутов мира» было издано около 20. Среди них наиболее известным был Майнцский статут 1235 года, который неоднократно под­тверждался впоследствии. Он провозглашал некоторые об­щие принципы «установленного права» для жителей всей Германии, включая принцип обязательного судебного разбирательства в целях «защиты тела и имущества» вместо мщения и самосуда.

Важную роль в развитии германского права сыграли местные систематизации норм обычного права, включав­шие в себя также положения имперского законодатель­ства и судебную практику («Саксонское зерцало», «Швабс­кое зерцало», «Франконское зерцало» и т.п.). Действие норм и принципов этих сборников выходило далеко за пределы мест, где они были изданы, и способствовало определен­ной унификации права.

«Золотая булла» (1356 г.) закрепила исторически сложившую­ся практику, при которой управление Германией факти­чески сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, гер­цога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избира­тели большинством голосов определяли выбор императора. «Золотая булла» подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому.

Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей колле­гии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превраще­ние коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуж­дения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

«Золотая булла» признала полную политическую само­стоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, уста­новила неделимость курфюршеств, переход их по наслед­ству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими ре­галии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, горо­дам — заключать союзы против курфюрстов. Таким обра­зом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до «Золотой буллы». Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь пра­вом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать вырабо­танные ими условия, ограничивающие его власть. Эти ус­ловия с XVI в. получили название «избирательных капитуляций» и сохранялись в практике выборов германских им­ператоров до конца XVIII в.

«Саксонское зерцало», написанное в 1220-е годы шеффеном Эйке фон Репгау, объединило наиболее распрост­раненные нормы обычного права и судебной практики се­веро-восточной Германии. Трактат был разделен на две части: первая была посвящена земскому праву, другая — ленному праву. «Право земли» содержало нормы как обыч­ного права, так и императорского законодательства, кото­рые применялись в земских судах в отношении «неблаго­родных» свободных. Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между «благородными» сво­бодными. В работе практически не содержалось ссылок на римское, городское или торговое право и имелись редкие упоминания норм канонического права и права других зе­мель.

«Саксонское зерцало» получило признание во многих германских землях и городах, где на него нередко продол­жали ссылаться вплоть до 1900 года.

Высокая степень единообразия сложилась в германс­ком городском праве. Здесь право нескольких ведущих го­родов широко заимствовалось другими. Например, законы Магдебурга действовали в более чем 80 городах, Франк­фурта — в 49, Любека — в 43, Мюнхена — в 13, поскольку нормы права «материнского» города или решения его судов направлялись в суды дочерних городов по их просьбе. Так, в Германии образовались две основных «семьи» городского права — любекского и магдебургского. Право Любека рас­пространилось в городах Северного и Балтийского региона, в том числе в Новгороде и Таллинне, и являлось определя­ющим в рамках ганзейского союза. Магдебургское городс­кое право действовало на обширной территории восточ­ных земель, включавших Восточную Саксонию, Бранденбург, отдельные области Польши.

Наибольшую известность получили нормы магдебургс­кого права, посланные в Бреслау в 1261 году (64 статьи) и в Герлиц в 1304 году (140 статей). В XIV в. систематизиро­ванное магдебургско-бреслауское право было издано в пяти книгах, содержащих около пятисот статей. Первая книга была посвящена городским судьям, порядку их введения в должность, их компетенции, правам и обязанностям. Вто­рая книга охватывала вопросы судопроизводства, третья относилась к различным искам, четвертая была посвящена семейному и наследственному праву, пятая (незавершен­ная) — различным решениям, не рассматривавшимся в других книгах.

В рамках городского права постепенно выделяется еще более универсальная система — торговое право, или «пра­во купцов», которое с самого начала приобрело наднацио­нальный характер. Значительное количество норм торгово­го права содержалось в статутах городского права XIII в. г. Любека, Брюгге, других германских городов — участни­ков Ганзы. Широкий авторитет во всех странах Балтии при­обрели законы Висби (около 1350 года) — порта на острове Готланд в Балтийском море, в которых регулировались воп­росы морской перевозки и морской торговли. В этом портовом городе свои ассоциации имели германские, шведские, латышские, новгородские купцы, но наибольшее влияние на развитие права Висби оказали городские статуты Гам­бурга и Любека.

Значительное развитие торговое право получило в северо-итальянских землях Германской империи, где об­разовались городские коммуны, объединенные в так назы­ваемую Ломбардскую лигу (Верона, Венеция, Бергамо, Милан, Парма, Болонья и др.). Здесь впервые была прове­дена систематизация торговых обычаев («Книга обычаев» Милана 1216 года), осуществлялась запись решений торго­вых судов различных видов (морских, ярмарочных и т.п.).

Важным источником германского торгового права ста­ли и международные договоры с другими городами, их со­юзами и даже иностранными монархами для предоставле­ния режима «наибольшего благоприятствования» в торгов­ле. Известен, например, подобный договор между г. Кель­ном и английским королем Генрихом II, в котором король обещал купцам Кельна равные права с английскими купца­ми (т.е. предоставлял им «национальный режим»).

В XIV—XVI вв. установлению определенного правово­го единства в Германии стала способствовать рецепции рим­ского права. В конце XV в. Дигесты Юстиниана, обработан­ные с учетом потребностей времени, были признаны руко­водящим источником права для учрежденного в 1495 году Высшего имперского суда. В XVI в. римское пандектное право получает авторитет имперского закона и продолжа­ет действовать в качестве «общего права» Германии вплоть до принятия Германского гражданского уложения 1900 года.