Римское право (древнейшего) царского периода.

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном об­ществе и древнем мире в целом.

Оно отличается прежде всего необыкновенно широ­ким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в рим­ском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имуще­ственного оборота. Именно римляне, опираясь на весь пред­шествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предме­том искусного и весьма совершенного юридического регу­лирования. На базе римского права, отличавшегося боль­шой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человече­ства на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юрис­пруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством.

Кроме того, римское право пережило ту рабовла­дельческую государственность (Западную Римскую импе­рию), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. Поэтому периодизация истории римского права, несмотря на ее теснейшую связь с важными событиями в политической жизни, не может быть сведена к периодизации Римского государства. В обширной литературе по римскому праву имеются раз­личные варианты выделения главных и более дробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной для учеб­ных целей представляется следующая периодизация ис­тории римского права.

1. Древнейший период (VI - середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще поли­сной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сак­ральным характером основных институтов. Квиритское право.

2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское пра­во постепенно освобождается от остатков патриархальнос­ти и религиозности и превращается в светскую юридичес­кую систему, характеризующуюся высшей ступенью раз­работанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспру­денции, давшей миру образцы глубокого правового анали­за и филигранной юридической техники. Преторское право

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и го­сударственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономическо­го и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его система­тизацией и постепенным приспособлением к формирую­щимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Визан­тии). Кодификация права.

Для более глубокого изучения истории римского пра­ва, а также для специальных научных целей разработаны и более детализированные схемы периодизации.

Источники права древнейшего периода.Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаичес­кий период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в от­личие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas), связанных с веровани­ями римлян и их долгом перед богами, и собственно право­вых норм (jus), связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Тем не менее понтифики по-прежне­му контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жерт­воприношения, клятвы и т. д.

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодатель­ство римских царей (leges regiae). Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвер­гать эту традицию, считать достоверными сведения о за­конах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Туллия.

Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов –исконные жители Рима), высту­пали первоначально как патрицианские, в литературе выс­казывалось предположение о существовании особой систе­мы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за рав­ноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку пат­рицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебе­ев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децемвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское на­селение Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состояв­шая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая пер­воначальный текст еще двумя таблицами.

Традиционная версия происхождения Законов XII таб­лиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и пле­беев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильно­го, права (jus civile), предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII таб­лиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между свет­ской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать не­писаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах- XII таблиц предусматривалось использование клятв и соверше­ние других ритуальных действий, право уже было отделе­но от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных дос­ках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме — центре политической жизни республиканского Рима. Зна­ние этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспи­тание (образование) римских граждан.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не со­хранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI—XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода. В исследованиях некоторых ученых (Е. Пайс, Э. Ламбер, Р. Шульц и др.) без достаточно веских аргументов оспаривается время принятия этих Законов (их относят к последующим векам), ставится под сомнение их характер и сам факт существования. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в день­гах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со вре­менем были внесены частичные изменения.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обра­ботку и консолидацию обычного права Рима. Известное вли­яние на них оказало греческое право южноиталийских по­лисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона).

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низ­кий уровень развития римского общества и правовой тех­ники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.

Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".

Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы XII таблиц завершались указа­нием на то, что впредь всякое решение народного собра­ния должно иметь силу закона (lex). С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали дол­жностные лица (магистраты), затем законопроект обсуж­дался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия зако­на, вторая содержала саму норму, т. е. правовые предписа­ния, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый на­родным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.

В древнейший период правовую силу имели также ре­шения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе ре­шения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы, например, Законы XII таблиц.

Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых тре­бований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на су­дебные тайны. Окончательному освобождению права от ре­лигиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовало хищение и пре­дание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флави­ем судебного календаря, формы исков и записей и толко­ваний норм и обычаев, которые ранее в строгой секретно­сти хранились в архивах понтификов.

Римское право классического периода.

Источники права в классический период.В III веке до н.э. — III веке н.э. формально продолжали действовать Зако­ны XII таблиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необхо­димым фактический отказ в повседневной правовой практи­ке от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Возникла насущная необходимость в созда­нии новых форм правотворчества, более гибких и позволя­ющих учитывать меняющиеся общественные условия.

На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: "преторское право" (jus praetorium) и "право народов" (jus gentium). Обе эти системы были результатом правотвор­ческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме воз­никла сложная (по сути дела — тройная) система источни­ков права.

Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью кото­рых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Эти формулы существенно отклонялись от норм цивильно­го права, хотя формально претор должен был действовать в его рамках. Положения, которые содержались в эдик­тах, сами не имели силу закона, но были обязательными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам пре­тор был обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через год. Приходящий ему на смену пре­тор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения (edictum novum) и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась (edictum tralaticium), преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, ха­рактеризовалось определенной преемственностью и стабиль­ностью.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при издании эдикта) он обладал большой свободой усмотрения, мог в сво­их правоположениях ссылаться на "справедливость" (aequitas) или на "естественный разум" (ratio naturalis). Созданное пре­торами перегринов "право народов" было не международ­ным, а внутригосударственным, т. е. римским правом, при­чем его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Фор­мально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в пер­вые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не по­рождал новых норм права. В связи с этим император Адри­ан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.). Составленный последним эдикт (известный как эдикт Юли­ана) был официально одобрен сенатус-консультом и полу­чил название "вечного эдикта" (edictum perpetuum). Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и пере­стает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народ­ных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко при­нимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консультов, которые в предшествующий период (в эпоху поздней республики) не обладали правовой силой. В первой половине I в. н.э. сенатус-консульты обычно не имели сан­кций, но они приобретали обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса и часто назывались по его имени.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоя­тельная законодательная власть императоров. Первоначаль­но императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных со­браний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, со­гласно которому римский народ передал свою законодатель­ную власть императорам. К этому времени законодатель­ство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов ма­гистратов действовали на всей территории римского госу­дарства, а не были ограничены пределами города или от­дельной провинции.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1) Эдикты — общие положения, основанные на влас­ти "империум", а поэтому юридически обязательные толь­ко при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками,

2) Рескрипты — ответы или советы императора от­дельным лицам или магистратам, запрашивающим консуль­тации по правовым вопросам.

3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоя­тельная императорская юриспруденция.

4) Мандаты — инструкции, адресованные правите­лям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые при­менялись и к перегринам.

Первоначально конституции императоров касались лишь вопросов публичного порядка (организации админис­трации, преступлений и т. п.), но постепенно они все бо­лее и более охватывали все сферы правового регулирова­ния. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

Роль римских юристов в развитии права.Исключи­тельно важным и своеобразным источником развития рим­ского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 года до н.э.), правовые консультации кото­рого впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составля­ли юридические акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сто­рон. Юристы республиканской эпохи происходили, как пра­вило, из аристократических кругов — из сенаторской зна­ти, а в I в. до н.э." также и из всадников. Наиболее извест­ными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сер-вий Сульпиций, Руф (причем двух последних часто счита­ют основателями римской юридической науки). Они впер­вые предприняли попытку дать обобщение судебной прак­тики, систематически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и составив первый комментарий преторского пра­ва (Сульпиций).

В эпоху принципата круг юристов становится шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы этого времени играли более активную роль в раз­витии юридической доктрины и практики, были подлинны­ми творцами классического римского права. Важное зна­чение приобретает преподавательская деятельность юрис­тов. В I — начале II в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (ос­нователь Лабеон), которые вели преподавание права и да­вали разную трактовку некоторых (правда, второстепен­ных) правовых институтов. Наиболее известными предста­вителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых — Прокул и Цельз.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие — для практического использования.

Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные про­изведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права. В дигестах обыч­но использовались выдержки из более ранних работ ("От­ветов", "Вопросов" и т. д.) того же самого или других авто­ров, причем правовой материал располагался в строго оп­ределенном порядке (отсюда и сам термин digesta — "при­веденное в систему"). Наибольшей известностью в Риме пользовались дигесты Альфена Вара, Цельза, Марцелла, Цервилия Сцеволы и, особенно, Сальвия Юлиана.

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Инсти­туции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

Институции Гая в основном посвящены разбору граж­данского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление граж­данского права: "Все право, которым мы пользуемся, от­носится или к лицам, или к вещам, или к искам" (1.8). Хотя многие исследователи не считают систему, использован­ную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права — от средств их защиты.

Несмотря на трехчленную классификацию самого пра­вового материала, Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта систе­ма, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права.

Но даже самые блестящие и эрудированные юристы классической эпохи не были склонны к отвлеченным рас­суждениям и к простому теоретизированию. Они стреми­лись с помощью дедукции и иных логических методов ре­шать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданс­ком праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий, как иск (actio), собственность (dominium), договор (contractus), сервитуты (servitutes) и т. п. Но зато в ней имеются многочис­ленные блестящие образцы конкретных жизненных и под­лежащих судебному решению правовых проблем.

С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов — дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые "ответы") оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие офици­альное значение (jus respondendi). Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою пе­чать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при им­ператоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т. е. обязательную силу. Если та­ковые юристы по какому-либо вопросу приходили к обще­му согласию, судья обязан был с ним считаться при выне­сении решения.

Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II — III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юрис­тов к своей особе, назначать их на ключевые государствен­ные посты (префекты претория и т. п.). Так, при императо­ре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиниан (был убит затем по приказу Каракаллы), при Алек­сандре Севере — Павел и Ульпиан и т. д.

Римское право постклассического периода.

Источники права постклассического периода.В пе­риод домината в связи с глубоким кризисом рабовладель­ческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобре­тает законодательство императоров. В связи с установле­нием всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нор­мы, как это уже раньше произошло с преторами.

Сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источника права. В 426 году специальными законами Фео­досия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Судьи долж­ны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними — мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно.

Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, поскольку это деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь в конце III века н.э. были составлены частные сборники римского права — Ко­декс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя подлинные тексты императорских законов с 196 по 365 г. н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная коди­фикация императорских конституций (Кодекс Феодосия). Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорс­кое законодательство.

Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528—534 гг., т. е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осу­ществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы ко­миссии явилось составление ряда крупных сборников римс­кого права, подвергшегося, однако, некоторым интерполя­циям — включениям норм более позднего, в частности гре­ческого и восточного права. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis).

Обширные кодификационные работы, которые велись под непосредственным руководством самого императора, снискавшего себе славу самого великого законодателя всех времен и народов, начались с составления Кодекса Юсти­ниана. Подготовка Кодекса была поручена созданной в фев­рале 528 года комиссии, состоявшей из десяти высших дол­жностных лиц и юристов, среди которых особенно выделя­лись Трибониан и Феофил. Комиссия была уполномочена, использовав ранее изданные частные и официальные сбор­ники, а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Ко­декс Феодосия, собрать воедино императорские конститу­ции, устранить имеющиеся в них противоречия, исклю­чить устаревшие законодательные положения. Кодекс Юс­тиниана, первая редакция которого не сохранилась, был составлен с поразительной быстротой и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него законодательные акты отныне подлежали отмене.

Поспешность в составлении Кодекса была причиной многих его недостатков (противоречий, устарелых положе­ний), которые стали особенно очевидными в связи с со­ставлением других частей кодификации Юстиниана. Целый ряд нововведений, содержавшихся в законодательстве Юстиниана, особенно в сборнике "50 решений" (отмена различий между гражданским правом и "правом народов", между квиритской и бонитарной собственностью и т. д.), делали необходимой разработку новой редакции Кодекса Юстиниана. Эта работа была поручена в начале 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Пе­реработанный вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опубликован 16 ноября 534 года, а 29 де­кабря того же года был наделен силой закона.

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге I рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2—8 по­священы различным вопросам частного права, в книгах 9-— 12 затрагиваются различные стороны публичного права (ад­министративное управление, преступления и наказания и т. д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние — на фрагменты.

В рамках отдельных титулов императорские консти­туции расположены в хронологическом порядке; древней­шая из использованных в Кодексе — Конституция Адриа­на 117 года (6.23.1), самая поздняя — Конституция Юстини­ана от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конституций, включают сведения об издавшем их императоре, о лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания. Составителем Кодекса было разрешено вносить существенные изменения в цитируемые законода­тельные положения (редактировать, сокращать и т. д.), о чем свидетельствуют сравнения с соответствующими тек­стами конституций по Кодексу Феодосия.

Важнейшую часть кодификации императора Юстини­ана, выделявшуюся по богатству использованного право­вого материала, составляют дигесты, или пандекты. Пос­ледний термин позаимствован из греческого языка, что означает "содержащий в себе все".

По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12 декабря 530 года, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим пра­вовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибо­ниана, в которую вошли помимо видных чиновников и прак­тиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ. Составители дигест (позднее они стали называться компи­ляторами) были наделены широкими полномочиями по от­бору и сокращению текстов классических юристов ("древ­них юристов"), по устранению в них противоречий, повто­рений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций.

В процессе работы над дигестами комиссия просмот­рела и использовала 2 тыс. сочинений, обработала 3 млн. строчек. В случае возникновения спорных вопросов она об­ращалась за разъяснениями к Юстиниану, который изда­вал соответствующие конституции, составившие "50 ре­шений". Дигесты, учитывая масштабность использованного в них материала, были подготовлены исключительно за короткий срок, опубликованы 16 декабря 533 года специ­альной Конституцией.

Дигесты представляют собой уникальный правовой па­мятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включаю­щий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юрис­тов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Пом-поний, Модестин. Так, тексты Ульпиана составляют 1/3, Павла — 1/6, Папиниана — 1/18 часть.

Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30—32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы со­стоят из фрагментов, число и размеры которых неодина­ковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочине­ния какого-нибудь юриста. Фрагмент приводится с указа­нием автора и названия работы, откуда почерпнута цитата.

Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосу­дия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римско­го права, излагается понимание закона и т. д. Сравнитель­но немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47—50), где говорится о пре­ступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, го­родском управлении, военном пекулии и т. п. Представле­ны здесь и вопросы, относящиеся к сфере международно­го права: ведение войны, прием и отправка посольств, ста­тус иностранцев и т. д.

Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному пра­ву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического рим­ского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего (например деления вещей на манципируемые и неманципируемые), смягчение отцовской власти, стирание различий между легатами и фидеикомиссами и т. д. В стремлении приспосо­бить римскую классическую юриспруденцию к византийс­кой действительности в VI в. комментаторы нередко иска­жали первоначальный текст, включали новые положения, причем делая это от имени цитируемого автора (интерпо­ляции). Вероятно, целый ряд изменений в классических тек­стах был осуществлен не непосредственно компиляторами, а составителями копий работ, которыми они пользовались и в которые ранее на полях рукописи и между строчками были внесены уже вставки и исправления. Выделение интерполя­ций и глоссем, позволяющее различать классическое и по­стклассическое право, составляет одно из наиболее важ­ных направлений в современной романистике.

Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые извлечения (из Марциана, Папиниана и Модестина) даны по-гречески. Придав Дигестам силу зако­на, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссыл­ки на старые законы и сочинения юристов.

Первоначальный текст Дигест Юстиниана не сохранил­ся. Наиболее древняя и полная копия (флорентийская руко­пись) относится к VI или VII вв. Сохранился также ряд копий Дигест Юстиниана, составленных в XI—XII вв., но в них были допущены значительные сокращения, а также зна­чительные искажения текста (так называемые "вульгата").

Своеобразной частью кодификации Юстиниана явля­ются Институции — элементарный учебник права, обра­щенный императором к "юношеству, любящему законы". Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. Последние и являются фактическими авторами Институ­ций Юстиниана, поскольку Трибониан в это время был за­нят подготовкой Дигест. Институции были изданы 21 нояб­ря 533 года и в том же году (одновременно с публикацией Дигест) получили силу императорского закона, стали при­меняться как официальный источник права.

В основу Институций Юстиниана были положены со­чинения Гая (Институции и "Повседневные дела"), а так­же Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана и Пав­ла. Определенное влияние на них оказали дигесты, а так­же ряд императорских конституций. Институции Юстини­ана, хотя и в меньшей степени, чем Дигесты, отразили черты постклассического (позднеримского, византийского) права. Многие устаревшие правовые институты были из них исключены (например вышедшие из употребления фор­мы брака, легисакционный и формулярный процесс и т. п.). С другой стороны, был включен ряд новых положений, от­носящихся к юридическому лицу, конкубинату, колонату, кодициллу и т. п. Некоторые вопросы в Институциях Юс­тиниана разработаны подробнее, чем в Институциях Гая, в частности получила дальнейшее развитие классификация "вещных прав, расширен круг оснований возникновения обя­зательств (добавлены квазиделикты).

Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состо­ят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов. Хотя систематика Институций Юстиниана позаимствована из Институций Гая, расположение материала (особенно в пос­ледней книге) имеет некоторые отличия.

В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах.

В третью книгу включены титулы, относящиеся к на­следованию без завещания, степени когнатского родства и т. п. В этой же книге излагаются общие положения об обя­зательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно под­робно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда. Да­лее разбираются вопросы защиты прав (разные виды ис­ков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обя­занности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскор­бление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подло­ги и т. д.).

Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстини­ана, но они обладают и несомненными достоинствами — систематическим, сжатым и четким изложением правово­го материала по широкому кругу вопросов. Подлинный текст Институций Юстиниана не сохранился, наиболее древняя копия относится к IX веку.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские чер­ты, является в своей основе источником римского права.

В 535—555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отрази­лись уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану. Значительно позднее (в сред­ние века) сборники новелл Юстиниана стали включаться в Corpus juris civilis в качестве его четвертой книги.

 

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку.

1. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинару по следующим вопросам:

1. Основные этапы развития государства в Древнем Риме.

2. Вехи государственных реформ в Древнем Риме.

3. Причины распада Римской империи.

4.Римское право. Древнейшего периода.

5.Римское право. Классического периода.

6. Римское право. Постклассического периода.

2. Доработать конспект.

3. Подготовить доклады по темам:

Основные этапы развития римского права и государства.

Вехи государственных реформ в Древнем Риме.

Причины распада Римской империи.

Борьба с огнем в Древнем Риме: зарождение, организация, институционализация.

Возникновение и развитие карательных мер за деяния, связанные с пожарами.

Разработали:

Преподаватель

кафедры теории и истории государства и права

кандидат исторических наук А.А. Смирнова