Система высшего образования Германии.

Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место обучения и профессию по своим способностям. Руководящими органами системы образования является Постоянная конференция министров образования и культуры земель и Конференция ректоров учебных заведений Германии. Система образования представляет собой классическую многостепенную структуру, в которую входят школьное, высшее и профессиональное образование.

Характерные черты немецкого высшего образования:

· главный принцип – «академическая свобода» - система, которая позволяет любому студенту самостоятельно определять перечень дисциплин, которые войдут в его диплом;

· соединение старых университетских традиций и современных достижений науки;

· связь учебного процесса и научных исследований;

· высшее образование в Германии бесплатное, а уровень образовательных и научных заведений бесспорно высок;

· в немецких ВУЗах дают не только теоретические знания, но и опыт практической работы по специальности.

По количеству университетов Германия занимает первое место в мире (в стране более 300 ВУЗов). Система высшего образования объединяет, во-первых, классические университеты, технические университеты, педагогические институты, медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи, а во-вторых, ВУЗы неуниверситетского типа: профессиональные высшие школы и колледжи искусств. Типы ВУЗов Германии:

- Hochschule - это ВУЗ, как правило, гуманитарной направленности;

- Fachhochschule - университет прикладных наук или высшая специальная школа; особенностью является тесная связь между теорией и практикой;

- Universitaet - количество факультетов и изучаемых предметов значительная (до 400), студенты занимаются чисто научной деятельностью;

- Technische Universitaet - университет технического образования.

Соответственно выпускникам ВУЗов, которые имеют статус университета, присваиваются академические степени: сначала дипломированного специалиста (Diplom-Ingeneur, Diplom-Mathematiker для тех, кто закончил базовый курс технического, экономического и естественно-математического профиля) или магистра (Magister Artium для тех, кто изучал гуманитарные науки), потом, по окончании дополнительного цикла учебы, - доктора (Doctor - сокращенно Dr. phil., Dr. jur., Dr. med.). В последние годы немецкие ВУЗы активно начали подготовку и по американским программам бакалавра и магистра (обучение на английском).

Обычно процесс обучения разделяется на два этапа, каждый из которых включает в себя 4 семестра: начальный этап и основной этап. Начальный этап предусматривает посещение лекций, работу на семинарских занятиях, сдачу промежуточного или преддипломного экзамена (профессиональная квалификация не присваивается). Основной этап предусматривает углубленное изучение выбранного предмета, проведение самостоятельных исследований (получения диплома, академической степени бакалавра, магистра, или сдачи государственного экзамена).

В зависимости от специальности первый выпускной экзамен может проводиться в форме государственного экзамена (преподаватели, юристы, доктора), экзамена на звание магистра или в форме защиты диплома. Дипломы выдаются в технических ВУЗах (дипломированный инженер), экзамен на звание магистра сдают те, кто учится в гуманитарных ВУЗах.

Обучение в немецких ВУЗах длится дольше, чем в других странах. Невзирая на то, что регламентированные сроки составляют 4-5 лет, на практике обучение в среднем длится более 6 лет. Средний возраст выпускников ВУЗов - 27,5, то есть заметно выше, чем в других странах (в Великобритании первый выпускной экзамен сдается приблизительно в 23 года, в США - в 24 года, во Франции - в 26 лет). Дело в том, что немецкие студенты приступают к обучению, когда им исполняется в среднем 21,5 лет. Причины: 13-летняя учеба в школе, служба в бундесвере или альтернативная служба, а также тенденция к получению какой-либо профессии до начала обучения в ВУЗе.

По количеству иностранных студентов Германия занимает третье место в мире (после США и Франции). Образовательная политика в Германии по отношению к иностранцам студентов направлена на:

Ø Формирование будущей рабочей силы для Германии (значительная часть иностранцев-выпускников немецких ВУЗов остаются работать в Германии по окончанию);

Ø Формирование будущих партнеров для немецких фирм и компаний (много из иностранных студентов, вернувшись на родину, достаточно быстро продвигаются по служебной лестнице и занимают управляющие посты);

Ø Формирование персонала для представительства немецких фирм в других странах (такой вариант более экономически выгодный в сравнении с приглашением на работу за рубежом немецкого специалиста из Германии, которому необходимо снимать жилье для него самого и для его семьи).

Преимущества образования в Германии:

· Бесплатное образование;

· Право на труд во время обучения;

· Оплачиваемая практика в немецких фирмах;

· Не требуется знание немецкого языка на начальном этапе;

· Бесплатные курсы при ВУЗе;

· По окончанию обучения возможно заключить контракт на работу в Германии, других странах Европы, США;

· Государственная поддержка студенчества;

· Возможность выбора комбинации курсов по своему усмотрению: стандартных программ в немецких ВУЗах не существует, а посещение занятий - не обязательное;

· Автоматическая отсрочка от армии.

Недостатки образования в Германии:

· Высшие учебные заведения Германии переполнены;

· В ВУЗе нет личных кураторов;

· Очень длительный срок обучения.

Реформирование системы высшего образования Германии необходимо осуществлять по таким направлениям:

- Изменить правовую базу, регламентирующую работу научных заведений;

- Пересмотреть тарифы и схемы оплаты труда их сотрудников;

- Предоставить большую самостоятельность институтам;

- Кадровая политика должна быть направлена на укрепление связей между наукой и производством.