Вопрос 1.
Древний Китай
План:
1. Ранние государства Китая
2. Империя Цинь
3. Империя Хань
Китайская цивилизация сложилась в бассейне реки Хуанхэ. Во II тысячелетии до н.э. здесь стали возникать первые очаги цивилизации Китая: иньские племена, перешедшие к оседлому земледелию, объединились и образовали укрепленные территориальные общины – первые поселения государственного характера. Это было вызвано рядом причин: необходимостью коллективных усилий для борьбы с наводнениями., военными нуждами, усиливающимся имущественным расслоением.
Возникновение первого объединенного государства в древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н.э. племенем шан соседних племен. Стоявший в то время во главе племени шан правитель основал династию, получившую название Шан. В более позднее время ее, а также государство в целом, стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории древнего Китая имеет два названия – Шан и Инь.
В Китае этого периода общество и государство находились на переходной стадии от общинно-родового строя к классовому делению. Поселения-города обносились толстыми глинобитными стенами. Они были центрами ремесла и ранней, меновой, торговли. Известна была выплавка бронзовых изделий. Во второй половине II тысячелетия появилась письменность (ранние тексты – гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах).
Наибольшего могущества Иньское царство достигло в правление царя (вана) У-дина (XIII век до н.э.): завоеваниями ему удалось расширить территорию, выросло число рабов, отстроена была столица Шан.
В XI веке возвысилось царство Чжоу. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу. В период Западного Чжоу (1122 – 742 гг. до н. э.) укрепляется государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, развитием крупного землевладения.
Верховная власть по-прежнему принадлежала наследственному царю – вану. Его личность становится священной, сакральной: он носит титул «Сын Неба» и является «отцом» всех подданных. Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных слуг вана и доверенных лиц. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В период Восточного Чжоу (VIII-III вв.до н.э.) столица была перенесена на восток, расширились ремесло и торговля, однако рост социального неравенства и войны правителей ослабляли государство.
С ростом сепаратизма ослаблялась военная мощь ванов, падал авторитет царской власти. В VIII в. до н. э. натиск кочевников привел к уничтожению Западного Чжоу: страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые государства поглощались более сильными. Непримиримая борьба между ними за господство стала определяющим фактором политической истории Китая и вошла в традицию под названием «Чжаньго» – период «Борющихся царств» (V–III вв. до н.э.)
Общество Китая периода Инь и Чжоу имело уже сложную социальную структуру. По дошедшим до нас погребениям можно выделить следующие сословные группы. Высшую группу составляли жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положение элиты общества определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. Погребения знати не просто богаты, они содержат останки людей (слуг, рабов?), погребенных вместе с господином.
Большую часть населения составляли свободные общинники – земледельцы и ремесленники. Низшая категория была представлена рабами, которые находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Основными источниками рабства были: захват пленных на войне, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Однако труд рабов еще не находил большого применения в хозяйстве.
В период Чжоу формируется новый социальный слой «торговых людей», у которых, в связи с активным развитием товарно-денежных отношений, скапливаются свободные денежные средства. Постепенно внутриобщинные отношения изменяются: после разрешения купли-продажи земли часть общинников становятся безземельными и вынуждены арендовать землю, а часть – крупными земельными собственниками. И все же община сохранялась как основной институт общества и в дальнейшем – в период Цинь и Хань.