Вопрос 4.
Наиболее прочным было объединение всей Месопотамии под властью аморейской династии правителей Вавилона в начале II тыс. Особенно расцвело оно в правление царя Хаммурапи (1792-1750гг.).
Древневавилонское царство, как и Египет, являлось деспотией. В руках правителя были высшие административные, судебные, военные и религиозные функции. Дошедшие до нас письма Хаммурапи чиновникам на местах свидетельствуют о том, сколь детально вникал он в хозяйственные и политические дела государства. Административная система государства была систематизирована и строго централизована.
Все нити управления находились в руках царя, «солнца Вавилона», наместника бога на земле. Ближайшим помощником властелина был «управитель дворца», первый чиновник государства. Он имел свой аппарат, с помощью которого направлял и контролировал работу разнообразных ведомств. Специальные должностные лица были ответственны за ирригацию (очистку каналов, сооружение плотин), организацию общественных работ, сбор налогов, комплектование войска, охрану порядка и так далее.
Очень интересной фигурой среди чиновников был тамкар. Крупные торговые агенты и ростовщики, превращенные в государственных служащих, тамкары следили за поступлением податей в царскую казну, правильностью торговых сделок, своевременными поставками необходимых товаров. Им было дано право выкупа из плена соотечественников за счет государства. Они имели (как и другие служащие) пожалованные царем земли и в одном лице соединяли экономическую и политическую власть. На местах управление было возложено на представителей царской власти – рабианум. В их распоряжении находились городские старосты, а в общинах они возглавляли органы общинного самоуправления (советы). Рабианум несли ответственность за подати на местах, мобилизацию населения на работу или в ополчение, решали споры, защищали интересы общинников (ЗХ, ст. 23).
Войско при Хаммурапи формировалось из воинов-профессионалов и ополчения. Воины, состоявшие на царской службе, получали от царя землю и дом, которые не подлежали отчуждению (ЗХ, ст. 35–38). Если воин попадал в плен, надел некоторое время сохранялся за его семьей и только после трех лет отсутствия воина передавался на условиях несения воинской повинности другому (ст. 27–32). Военная реформа Хаммурапи предусматривала укрепление организации, вооружения и дисциплины в войске, что обеспечило сохранение единого и сильного государства в годы его правления.
Религия Древнего Вавилона была отражением представлений многих народов, населявших Месопотамию. Пантеон богов складывался столетиями. Во II тысячелетии особенное влияние приобрел культ бога Мардука. Богам строили многоступенчатые храмы (зиккураты), приносили жертвы и дары. Значительными фигурами в обществе были жрецы, прорицатели, другие служители культа (в ЗХ, ст. 178–180, говорится, к примеру, о различных категориях жриц). Мифологические сюжеты отражены в прекрасных памятниках древневавилонской литературы, таких как «Эпос о Гильгамеше», «О сотворении мира», «Эпос об Эрре» и других. Со времени Хаммурапи сам город Вавилон («Врата бога») на протяжении многих столетий оставался не только важнейшим политическим и экономическим центром, но и средоточием высокой многоэтнической культуры.
Созданное Хаммурапи государство просуществовало при его потомках еще более 200 лет, постепенно ослабевая под ударами внутренних и внешних врагов. Вторжение с востока в Месопотамию пастушеских племен касситов ускорило его распад.