Изменение подхода к использованию информационных систем
Этапы развития информационных систем
История развития информационных систем и цели их использования на разных этапах представлены в таблице 5.2 и на рисунке 5.1.
Первые информационные системы появились в 1950–х годах. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
1960–е годы знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная с их помощью, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было раньше.
В 1970–х и 1980–х гг. ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
Таблица 5.2.
Период времени | Концепция использования информации | Вид информационных систем | Цель использования |
1950–1960 гг. | Бумажный поток расчетных документов Обработка расчетных документов | Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах | Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты |
1960–1970 гг. | Основная помощь в подготовке отчетов | Управленческие ИС для производственной информации | Ускорение процесса подготовки отчетности |
1970–1980 гг. | Управленческий контроль производства и реализации | Системы поддержки принятия решений Системы для высшего звена управления | Выработка наиболее рационального решения |
1980 гг. – настоящее время | Управление стратегией развития предприятия Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество | Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы | Поддержка управления возможностями бизнеса. Выживание и процветание фирмы |
Рис. 5.1.
К середине 1990–х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и применяются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, вовремя предоставляя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.