КАРТА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович получил московский престол в возрасте 9-ти лет. Обязанности регента фактически исполнял при нем митрополит Алексий. Выходец из среды московского боярства, он не отделял интересы церкви от интересов государства. Митрополит активно участвовал в политической борьбе и в 1362 г. добился возвращения великокняжеского ярлыка в Москву. В 1375 г. митрополит Алексий благословил полки князя Дмитрия Ивановича на борьбу с Тверью, временно перехватившей у Москвы ярлык. Велика его заслуга в том, что Михаил Тверской согласился признать себя «братом молодшим» московского князя.Как церковный иерарх, он покровительствовал реформаторской деятельности Сергия Радонежского.Умер он в феврале 1378 г. и погребен в основанном им кремлевском Чудовом монастыре. Канонизирован Русской православной церковью в 1448г.
Выдающимся религиозным деятелем периода возвышения Москвы был Сергий Радонежский.«Житие Сергия», составленное в начале XV в. его учеником Епифанием Премудрым, сообщает, что Сергий (в миру Варфоломей) был сыном ростовского боярина, переселившегося в Радонеж. В1330-х гг. он принял схиму и основал в подмосковных лесах монастырь, которому было суждено стать одним из самых известных центров православия (Троице-Сергиева лавра). Заслуга Сергия как реформатора русского монашества состоит в разработке и принятии общежитийного монастырского устава. Именно с этого времени иноческие обители Руси превращаются в крупных землевладельцев. Сергий Радонежский отказывался принимать активное участие в мирской жизни и даже отклонил в 1378 г. предложение занять митрополичью кафедру. Но по преданию он благословил Дмитрия Донского на вооруженную борьбу против Орды и даже направил иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю на Куликовскую битву. Сергий Радонежский умер в 1392 г., в 1447 г. причислен к лику святых и считается покровителем московских князей и царей.
Москва и Литва в XIV – в начале XV вв.
К середине XIV в. Великое княжество Литовское было мощным государством с сильной княжеской властью, большая часть населения которого говорила на русском языке и исповедовала православие. В его состав входили многие бывшие западные уделы Киевской Руси. Именно поэтому в данный период Литва также претендовала на роль центра объединения русских земель. Однако она постепенно вовлекалась в сферу европейского политического и культурного влияния.
С 1360-х гг. в Золотой Орде происходила «великая замятня» — за двадцать лет сменилось более двадцати ханов. Этим обстоятельством воспользовался литовский князь Ольгерд (1345 — 1377 гг.) и отказался выплачивать ордынский выход. В 1368, 1370 и 1372 гг. войско Ольгерда подходило к Москве, но каменные стены нового кремля не позволили ему взять город. После третьего похода литовский князь был вынужден подписать с Дмитрием Ивановичем договор, по которому признавал Северо-Восточную Русь законным владением («отчиной») Москвы и отказывался от своих претензий на этот регион.
Наследник Ольгерда, великий князь Ягайло (1377 — 1392 гг.) также проводил антимосковскую политику. Он заключил союз с Мамаем, однако в Куликовской битве его братья Дмитрий и Андрей Ольгердовичи участвовали на стороне Москвы. Именно в правление Ягайло началось быстрое сближение Великого княжества Литовского с Польшей и проникновение в Литву католичества.
Противостояние между Литвой и Москвой продолжилось и при великом князе Витовте (1392 –1430 гг.). Несмотря на то, что в 1390 г. Витовт выдал свою дочь Софью за Василия I Дмитриевича, а в1399 г. литовские и московские рати пытались дать совместный отпор татарам на реке Ворскле, их отношения осложнялись частыми приграничными конфликтами и дипломатическими интригами Витовта.
Куликовская битва. Дмитрий Донской
После смерти хана Бердибека (1359 г.) в Золотой Орде начинается многолетняя (до 1381 г.) междоусобная борьба, в ходе которой государство раскололось надвое. С легкой руки летописца историки обычно называют эти события «великой замятней».
Особенно прославился в данный период честолюбивый и энергичный темник (крупный военачальник) Мамай, фактически правивший Ордой с помощью подставных лиц. Однако Мамай не мог претендовать на ханский престол, так как не принадлежал к роду Чингизидов. Вполне возможно, что он замышлял смесить старую выродившуюся правящую династию и создать новую — Мамаидов, но для этого ему необходимо было совершить подвиг, сопоставимый по масштабам с подвигом Чингисхана.
В период «великой замятни» Москва продолжала быстро усиливаться. В 1367 г. вокруг Кремля были возведены белокаменные стены, выдержавшие троекратную осаду со стороны литовского князя Ольгерда (1368, 1370, 1372 гг.). В 1375 г. Тверь вынуждена была признать верховенство Москвы в деле объединения Руси. Резко сократился размер ордынского выхода. Наконец, в 1378 г. московский князь Дмитрий Иванович (1359 — 1389 гг.) наголову разгромил на реке Воже войско татарского мурзы Бегича.
Мамай решил организовать в 1380 г. грандиозный поход на Москву для того, чтобы вернуть Русь к тому положению, которое было после нашествия Батыя. Правитель орды попытался создать антимосковскую коалицию. Его союзниками стали литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег Иванович. Однако Ягайло не хотел усиления ни ордынской, ни русской стороны, и на поле сражения его войска так и не появились. Олег Рязанский пошел на союз с Мамаем, опасаясь за судьбу своего приграничного княжества, но именно он первый сообщил Дмитрию о продвижении ордынских войск. Известно, что рязанские дружины не принимали участия в Куликовской битве.
Несмотря на это, Мамай собрал огромную рать, в ее составе были покоренные народы Поволжья и Северного Кавказа, тяжеловооруженные пехотинцы из генуэзских колоний в Крыму.
В войске Дмитрия Ивановича собрались княжеские дружины и ополчения большинства русских земель (кроме Твери, Рязани и Новгорода). Ему помогали талантливые и опытные полководцы: князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, князь Владимир Андреевич Серпуховской, литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи и др. Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на подвиг. Грядущее сражение воспринималось на Руси как дело правое и богоугодное не только потому, что врагами Дмитрия были «поганые агаряне, нехристи бусурмане», намеревающиеся разорить православную Русь. Не стоит забывать о том, что московский князь выступил против узурпатора власти, незаконного правителя Орды. В глазах многих людей князь Дмитрий выступал силой, призванной восстановить легитимный порядок и вернуть «царскую» (ханскую) власть законному суверену из династии Чингизидов. Забегая вперед, скажем, что именно так в итоге и произошло.
Битва состоялась в день праздника Рождества Богородицы 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле у места впадения реки Непрядвы в Дон. Мамай атаковал русские полки по всей линии фронта. Ордынцы разгромили передовой и сторожевой полки, затем они обрушились на левый фланг русского войска. В этот момент в дело вступил засадный полк под командованием Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это решило исход сражения. Мамай бежал в Крым, где и был убит в 1381 г. Власть в Орде перешла к законному наследнику престола — Тохтамышу.
Новый хан потребовал возобновления уплаты выхода, от которого русские княжества уклонялись в период узурпации ордынского престола Мамаем. Дмитрий Донской отказался платить долги по дани, хотя, в соответствии со многими сведениями, признавал власть «царя» Тохтамыша. Тогда хан решил покарать Москву и организовал поход на русские земли. В августе 1382 г. Тохтамыш, заручившись поддержкой нижегородского и рязанского князей, подошел к Москве. Князь Дмитрий Иванович со своей дружиной в это время находился в Костроме, возложив задачу защиты города на москвичей. Существует множество толкований такого поведения московского правителя: от признания его необходимым тактическим маневром для сбора войск, до обвинения Донского в малодушии. Так или иначе, войска Тохтамыша вошли в Москву и разграбили ее, а затем разорили еще многие русские города. Таким образом, хан Тохтамыш заставил Русь возобновить уплату выхода.
Дмитрий Донской прожил недолго, в тридцать лет он совершил главное дело своей жизни — одержал победу на Куликовом поле. Ее значение состоит в том, что Москва ощутила в себе силы для продолжения борьбы за независимость. Резко возрос авторитет московского князя, которого стали именовать Дмитрием Ивановичем Донским. Хотя зависимость от Орды еще сохранилась, размер дани ордынскому хану был уменьшен. Московская княжеская династия добилась от Орды признания своего права на великое княжение как на «отчину». Дмитрий Донской умер в 1389 г., незадолго до смерти написав завещание. Оно носит не только хозяйственный (как у его предшественников), но и политический характер — Дмитрий Донской впервые передал власть своему сыну Василию без ханского ярлыка.
«НОТ в самообразовании»
№п/п | Наименование блоков и тем | Деятельность студента | Анализ, размышления, выводы |
2. | «Делу время …» | ||
2.1. Научная организация труда в самообразовании студента вуза | |||
2.1.1. Понятие и сущность самообразования | |||
2.1.2. Структура процесса самообразования | |||
2.1.3. Специфика педагогического самообразования | |||
2.2. Рациональное распределение времени | |||
2.2.1. Что такое время? | |||
2.2.2. Значение времени | |||
Практикум | |||
Дискуссия «Можно ли управлять временем? |