СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КУРСА ИНФОРМАТИКИ

По сути любая наука - это наука о человеке или наука для человека. Поэтому и содержание любого учебного предмета отбирается и оценивается с точки зрения потребностей человека - духовных и материальных. Именно поэтому при определении направлений развития курса информатики, выделении основных содержательных линий, отборе содержания и построения учебных программ курса центральная роль должна отводиться субъекту познания, коммуникации, деятельности. С точки зрения методологии деятельностного подхода, целесообразно строить направления курса информатики, базируясь на следующей модели информационной деятельности человека.

Перед субъектом стоит определенная задача, требующая решения, связанная с познанием, описанием или преобразованием некоторого объекта. Субъект обладает (или стремится обладать) информацией об объекте в объеме, необходимом для решения задачи. Результатом решения задачи является некий информационный продукт.

Каждый из перечисленных компонент рассматриваемой ситуации лежит в основе более-менее самостоятельного направления развития курса.

Направление “задача” в информатике раскрывается через такие категории, как модель, алгоритм, исполнитель алгоритма, компьютер.

Когда мы говорим о модели, то имеем в виду и модель самой задачи, и модель объекта, и модель решения, и модель процесса решения задачи. В свою очередь модель процесса решения задачи часто приобретает форму алгоритма. Любой алгоритм имеет смысл разрабатывать только в расчете на конкретного исполнителя. В эпоху широкой компьютеризации среди исполнителей алгоритмов на первое место выходит компьютер. Результатом деятельности этого специфического исполнителя являются информационные продукты в форме расчетных величин, графических изображений, таблиц данных, логических выводов и пр.

Второе направление “вытекает” из понятия “информация”. Для человека информация проявляется в информационных процессах. Один и тот же процесс может быть осуществлен различными способами. Если способ выполнения информационного процесса тщательно отработан и широко применяется, то речь в этом случае ведут об информационной технологии. Информационные технологии важны как средство создания и эксплуатации информационных систем самого различного назначения: справочных, поисковых, обучающих и др. Использование информационных систем позволяет получать самые разнообразные информационные продукты в форме текстовых документов, мультимедийных объектов и пр.

Третье направление отражает практический аспект отношения “субъект - объект”. В соответствии с системным подходом любой объект целесообразно рассматривать как систему. Чтобы система развивалась в заданном направлении, необходимо осуществлять целенаправленное управление этой системой. Человеку, в силу ограниченности его возможностей, трудно управлять большими и сложными системами. Формализованную часть этой работы он стремится передать автоматизированным системам управления. Повысить эффективность их функционирования можно с помощью систем искусственного интеллекта, позволяющих на основе использования обширных баз данных, баз знаний и математического аппарата отыскивать допустимые решения для задач управления системами различной природы. Продуктом деятельности систем искусственного интеллекта являются информационные продукты в форме рекомендаций по принятию решения, инструкций, новых знаний об объекте и пр.

В дальнейшем каждое из выделенных понятий можно раскрыть через соответствующую содержательную линию курса информатики.