ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ

Уровень качества реализации дифференцированного подхода к обучению можно условно оценить путем анализа изменения средней годовой оценки. Если вариация среднегодовых значений оценки не очень велика, то это означает, что сложность учебной программы реально учитывает профиль класса и способности учащихся к освоению предмета в заданных объемах.

Таблица 1. содержит фактические данные о среднегодовых оценках по различным группам учащихся - профилированным и гимназическим классам, классам математического и гуманитарного профиля.

Таблица 1.

Средние годовые оценки по группам учащихся

Класс Средняя оценка за год
Все классы 4,34
В том числе:  
Профилированные классы и гимназия 4,40
Общеобразовательные классы 4,11
Математические классы 4,49
Гуманитарные классы 4,37

Разница в значениях среднегодовой оценки в профилированных и общеобразовательных классах составляет (4,40-4,11)=0,29 (6,6%), в математических и гуманитарных классах - (4,49-4,37)=0,12 (2,7%).

Средний уровень успеваемости в классах различного профиля отличается крайне незначительно. При гарантированной точности средних оценок для достаточно большой выборки (данные для 10 классов различного профиля - примерно 250 учащихся) такая картина может отражать только две вещи:

1. Почти равномерное распределение способностей учащихся (что очень маловероятно в реальных условиях!)

2. Высокое качество дифференциации учебной программы как по профилю класса, так и по годам обучения.

В условиях единых и жестких программ мы неизбежно отмечали бы падение среднего уровня успеваемости в гуманитарных и общеобразовательных классах или его резкое увеличение в классах с отбором детей по уровню математических способностей и имеющих очевидные преимущества в освоении знаний технического и формально-логического характера.

Здесь мы сталкиваемся с одним интересным следствием дифференцированного обучения. Насколько объективны оценки, если они отражают только относительное, а не абсолютное знание предмета?

Любая истина, любые профессиональные знания относительны. Нельзя считать знания ученика гуманитарного класса ущербными, если он не может решать задачи по программированию на уровне вступительного экзамена вуза. При этом он может уверенно работать с текстовым процессором и пакетом машинной графики, с инструментальными средствами операционной системы. Другими словами, для системы целей своего уровня он может считаться вполне успевающим и грамотным учеником.

Очевидно, что все вышесказанное не имеет никакого отношения к искусственному завышению оценок в классах с пониженным уровнем восприятия материала. Объективность оценивания конкретных знаний в любой ситуации должна оставаться основой организации учебного процесса и не может быть пересмотрена.